|
льных предпосылок деятельности и потребности
как того, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в
предметной среде. "Голод способен поднять животное на ноги, способен
придать поискам более или менее страстный характер, но в нем нет никаких
элементов, чтобы направить движение в ту или другую сторону и видоизме-
нять его сообразно требованиям местности и случайностям встреч"60, - пи-
сал Сеченов. Именно в направляющей своей функции потребность и является
предметом психологического познания. В первом же случае потребность выс-
тупает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не спо-
собно вызывать никакой определенно направленной деятельности; ее функция
ограничивается активацией соответствующих биологических отправлений и
общим возбуждением двигательной сферы, проявляющимся в ненаправленных
поисковых движениях. Лишь в результате ее "встречи" с отвечающим ей
предметом она впервые становится способной направлять и регулировать де-
ятельность.
Встреча потребности с предметом есть акт чрезвычайный. Он отмечался
уже Ч.Дарвином, о нем свидетельствуют некоторые данные И.П.Павлова; о
нем говорит Д.Н.Узнадзе как об условии возникновения установки, и его
блистательное описание дают современные этологи. Этот чрезвычайный акт
есть акт опредмечивания потребности - "наполнения" ее содержанием, кото-
рое черпается из окружающего мира. Это и переводит потребность на
собственно психологический уровень.
Развитие потребностей на этом уровне происходит в форме развития их
предметного содержания. Кстати сказать, это обстоятельство только и поз-
воляет понять появление у человека новых потребностей, в том числе та-
ких, которые не имеют своих аналогов у животных, "отвязаны" от биологи-
ческих потребностей организма и в этом смысле являются "автономными"61.
Их формирование объясняется тем, что в человеческом обществе предметы
потребностей производятся, а благодаря этому производятся и сами потреб-
ности62.
Итак, потребности управляют деятельностью со стороны субъекта, но они
способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются пред-
метными. Отсюда и происходит возможность оборота терминов, который поз-
волил К.Левину говорить о побудительной силе (Aufforderungscharakter)
самих предметов63.
Не иначе обстоит дело с эмоциями и чувствами. И здесь необходимо раз-
личать, с одной стороны, беспредметные стенические, астенические состоя-
ния, а с другой - собственно эмоции и чувства, порождаемые соотношением
предметной деятельности субъекта с его потребностями и мотивами. Но об
этом нужно говорить себе. В связи же с анализом деятельности достаточно
указать на то, что предметность деятельности порождает не только пред-
метный характер образов, но также предметность потребностей, эмоций и
чувств.
Процесс развития предметного содержания потребностей не является, ко-
нечно, односторонним. Другая его сторона состоит в том, что и сам пред-
мет деятельности открывается субъекту как отвечающий той или иной его
потребности. Таким образом, потребности побуждают деятельность и управ-
ляют ею со стороны субъекта, но они способны выполнять эти функции при
условии, что они являются предметными.
3. ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХОЛОГИЯ
То обстоятельство, что генетически исходной и основной формой челове-
ческой деятельности является деятельность внешняя, чувственно - практи-
ческая, имеет для психологии особый смысл. Ведь психология всегда, ко-
нечно, изучала деятельность - например, деятельность мыслительную, дея-
тельность воображения, запоминания и т.д. Только такая внутренняя дея-
тельность, подпадающая под декартовскую категорию cogito, собственно, и
считалась психологической, единственно входящей в поле зрения психолога.
Психология, таким образом, отлучалась от изучения практической,
чувственной деятельности.
Если внешняя деятельность и фигурировала в старой психологии, то лишь
как выражающая внутреннюю деятельность, деятельность сознания. Произо-
шедший на рубеже нашего столетия бунт бихевиористов против этой мента-
листской психологии скорее углубил, чем устранил разрыв между сознанием
и внешней деятельностью, только теперь, наоборот, внешняя деятельность
оказалась отлученной от сознания.
Подготовленный объективным ходом развития психологических знаний воп-
рос, который встал сейчас во весь рост, состоит в том, входит ли изуче-
ние внешней практической деятельности в задачу психологии. Ведь "на лбу"
деятельности "не написано", предметом какой науки она является. Вместе с
тем научный опыт показывает, что выделение деятельности в качестве пред-
мета некоей особой области знания - "праксиологии" - не является оправ-
данием. Как и всякая эмпирически данная реальность, деятельность изуча-
ется разными науками; можно изучать физиологию деятельности, но столь же
правомерным является ее изучение, например, в политической экономии или
социологии. Внешняя практическая деятельность не может быть изъята и из
собственно психологического исследования. Последнее положение может, од-
нако, пониматься существенно по-разному.
Еще в тридцатых годах С.Л.Рубинштейн64 указывал на важное теоретичес-
кое значение для психологии мысли Маркса о том, что в обыкновенной мате-
риальной промышленности мы имеем перед собой раскрытую книгу человечес-
ких сущностных сил и что психология, для которой эта книга остается зак-
рытой,
|
|