|
ляются опыты, в которых испытуемому, воо-
руженному псевдоскопом, демонстрируется одновременно в одном и том же
зрительном поле два объекта - и реальная голова и ее выпуклое гипсовое
изображение; тогда голова человека видится как обычно, а гипс восприни-
мается псевдоскопически, т.е. как вогнутая маска. Такие явления наблюда-
ются, однако, лишь при правдоподобности псевдоскопического образа. Дру-
гая особенность псевдоскопического эффекта состоит в том, что для того,
чтобы он возник, лучше демонстрировать объект на абстрактном, непредмет-
ном фоне, т.е. вне системы конкретно-предметных связей. Наконец, тот же
принцип правдоподобия выражается в совершенно поразительном эффекте по-
явления таких "прибавок" к видимому псевдоскопическому образу, которые
делают его существование объективно возможным. Так, помещая перед неко-
торой поверхностью экран с отверстиями, через которые можно видеть части
этой поверхности, мы должны получить при псевдоскопическом восприятии
такую картину: части поверхности, которая расположена позади экрана, ви-
димые через его отверстия, должны восприниматься испытуемым как находя-
щиеся ближе к нему, чем экран, т.е. как бы свободно висеть перед экра-
ном. В действительности же дело обстоит иначе. При благоприятных услови-
ях испытуемый видит - как это и должно быть при псевдоскопическом восп-
риятии - части поверхности, расположенные за экраном, впереди экрана;
они, однако, не "висят" в воздухе (что неправдоподобно), а воспринимают-
ся как некие объемные физические тела, выступающие через отверстие экра-
на. В видимом образе возникает прибавка в виде боковых поверхностей, об-
разующих границы этих физических тел. И, наконец, последнее: как показа-
ли систематические опыты, процессы возникновения псевдоскопического об-
раза, а равно и устранения его псевдоскопичности хотя происходят одномо-
ментно, но отнюдь не автоматически, не сами собой. Они являются ре-
зультатом перцептивных операций, осуществляемых субъектом. Последнее до-
казывается тем фактом, что испытуемые могут научиться управлять обоими
этими процессами.
Смысл опытов с псевдоскопом заключается, конечно, вовсе не в том,
что, создавая с помощью специальной оптики искажение проекции демонстри-
руемых объектов на сетчатках глаз, можно при определенных условиях полу-
чить ложный субъективный зрительный образ. Их действительный смысл сос-
тоит (как и сходных с ними, классических "хронических" опытов Страттона,
И.Колера и других) в открываемой ими возможности исследовать процесс та-
кого преобразования информации, поступающей на сенсорный "вход", которое
подчиняется общим свойствам, связям, закономерностям реальной действи-
тельности. Это - другое, более полное выражение предметности субъектив-
ного образа, которая выступает теперь не только в его изначальной отне-
сенности к отражаемому объекту, но и в отнесенности его к предметному
миру в целом.
Само собой разумеется, что у человека уже должна сложиться картина
этого мира. Она складывается, однако, не только на непосредственно
чувственном уровне, но и на высших познавательных уровнях - в результате
овладения индивидом опытом общественной практики, отраженным в языковой
форме, в системе значений. Иначе говоря, "оператором" восприятия являют-
ся не просто накопленные прежде ассоциации ощущений и не апперцепция в
кантианском смысле, а общественная практика.
Прежняя, метафизически мыслящая психология неизменно двигалась при
анализе восприятия в плоскости двоякой абстракции: абстракции человека
от общества и абстракции воспринимаемого объекта от его связей с пред-
метной действительностью. Субъективный чувственный образ и его объект
выступали для нее как две противостоящие друг другу вещи. Но психический
образ не есть вещь. Вопреки физикалистским представлениям, он не сущест-
вует в веществе мозга в форме вещи, как не существует и никакого "наблю-
дателя" этой вещи, которым может быть только душа, только духовное "я".
Правда состоит в том, что действительный и действующий человек при помо-
щи своего мозга и его органов воспринимает внешние объекты; их явление
ему и есть их чувственный образ. Подчеркнем еще раз: явление объектов, а
не вызываемых ими физиологических состояний.
В восприятии постоянно происходит активный процесс "вычерпывания" из
реально действительности ее свойств, отношений и т.д., их фиксация в
кратковременных или длительных состояниях реципирующих систем и воспро-
изведение этих свойств в актах формирования новых образов, в актах фор-
мирования новых образов, в актах узнавания и припоминания объектов.
Здесь мы снова должны прервать изложение описанием психологического
факта, иллюстрирующего только что сказанное. Всем известно, что такое
отгадывание загадочных картинок. Нужно найти на картинке замаскированное
в ней изображение предмета, указанного в загадке (например, "где охот-
ник" и т.п.). Тривиальное объяснение процесса восприятия (узнавания) на
картинке искомого предмета заключается в том, что оно происходит в ре-
зультате последовательных сличений зрительного образа данного предмета,
имеющегося у субъекта, с отдельными комплексами элементов картинки; сов-
падение этого образа с одним из комплексов картинки и приводит к ее "от-
гадыванию". Иначе говоря, это объяснение исходит из представления о двух
сравниваемых между собой вещах: образа в голове субъекта и его изображе-
ния на картинке. Что же касается трудностей, которые при этом возникают,
то они относятся за счет недостаточной выделенности и полноты изображе-
ния искомого объекта на картинке, что и требует многократных "примерива-
ний" к ней образа. Психоло
|
|