|
о исследование наталкивается
на множество фактов, кажущихся противоречивыми, а иногда и необъяснимы-
ми. Но психология, как и любая наука, не может строится только в виде
суммы эмпирических фактов, она не может избежать теории, и весь вопрос в
том, какой теорией она руководствуется.
В свете теории отражения школьная "классическая" схема: свеча-> ее
проекция на сетчатке глаза -> образ этой проекции в мозге, испускающем
некий "метафизический свет", - есть не более чем поверхностное, грубо
одностороннее (а следовательно, и неверное) изображение психического от-
ражения. Схема эта прямо ведет к признанию того, что наши органы чувств,
обладающие "специфическими энергиями" (что есть факт), отгораживают
субъективный образ от внешней объективной реальности. Понятно, что ника-
кое описание этой схемы процесса восприятия в терминах распространения
нервного возбуждения, информации, построения моделей и т.п. не в состоя-
нии изменить ее по существу.
Другую сторону проблемы чувственного субъективного образа составляет
вопрос о роли практики в его формировании. Общеизвестно, что внесение
категории практики в теорию познания составляет главный пункт водоразде-
ла между марксистским пониманием познания и пониманием познания в до-
марксовом материализме, с одной стороны, и в идеалистической философии -
с другой. "Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной
точкой зрения теории познания", - говорит Ленин45. В качестве первой и
основной эта точка зрения сохраняется и в психологии чувственных позна-
вательных процессов.
Выше уже говорилось о том, что восприятие является активным, что
субъективный образ внешнего мира есть продукт деятельности субъекта в
этом мире. Но деятельность эта не может быть понята иначе, как реализую-
щая жизнь телесного субъекта, которая прежде всего является процессом
практическим. Конечно, было бы серьезной ошибкой рассматривать в психо-
логии всякую перцептивную деятельность индивида как протекающую непос-
редственно в форме практической деятельности или прямо происходящей из
нее. Процессы активного зрительного или слухового восприятия отделяются
от непосредственной практики, так что и человеческий глаз и человеческое
ухо становятся, по выражению Маркса, органами-теоретиками46. Единственно
осязание поддерживает прямые практические контакты индивида с внешним
вещественно-предметным миром. Это- чрезвычайно важное с точки зрения
рассматриваемой проблемы обстоятельство, но и оно не исчерпывает ее пол-
ностью. Дело в том, что основу познавательных процессов составляет не
индивидуальная практика субъекта, а "совокупность человеческой практи-
ки". Поэтому не только мышление, но и восприятие человека в огромной
степени превосходят своим богатством относительную бедность его личного
опыта.
Правильная постановка в психологии вопроса о роли практики как основы
и критерия истинности требует исследовать, как именно входит практика в
перцептивную деятельность человека. Нужно сказать, что психология уже
накопила множество конкретно-научных данных, которые вплотную подводят к
решению этого вопроса.
Как уже говорилось, психологические исследования делают для нас все
более очевидным, что решающая роль в процессах восприятия принадлежит их
эфферентным звеньям. В некоторых случаях, а именно, когда эти звенья
имеют свое выражение в моторике или микромоторике, они выступают доста-
точно отчетливо; в других случаях они являются "упрятанными", выражающи-
мися в динамике текущих внутренних состояний реципирующей системы. Но
они всегда существуют. Их функция является "уподобительной" не только в
более узком значении47, но и в значении более широком. Последнее охваты-
вает также функцию включения в процесс порождения образа совокупного
опыта предметной деятельности человека. Дело в том, что такое включение
не может осуществится в результате простого повторения сочетаний сенсор-
ных элементов и актуализации временных связей между ними. Ведь речь идет
не об ассоциативном воспроизведении недостающих элементов сенсорных
комплексов, а об адекватности возникающих субъективных образов общим
свойствам реального мира, в котором живет, действует человек. Иначе го-
воря, речь идет о подчиненности процесса порождения образа принципу
правдоподобия.
Для иллюстрации этого принципа обратимся опять-таки к хорошо и давно
известным психологическим фактам - к эффектам "псевдоспокического" зри-
тельного восприятия, изучением которых мы сейчас вновь занялись. Как из-
вестно, псевдоскопический эффект состоит в том, что при рассматривании
объектов через бинокль, составленный из двух призм Дове, происходит за-
кономерное искажение восприятия: более близкие точки объектов кажутся
более отдаленными и наоборот. В результате, например, вогнутая гипсовая
маска лица видится при определенном освещении как выпуклое, рельефное
его изображение, а рельефное изображение лица видится, наоборот, как
маска. Но главный интерес опытов с псевдоскопом заключается в том, что
видимый псевдоскопический образ возникает только в том случае, если он
правдоподобен (гипсовая маска лица столь же "правдоподобна" с точки зре-
ния реальности, как и его гипсовое выпуклое скульптурное изображение),
или в случае, если тем или иным способом удается заблокировать включение
видимого псевдоскопического образа в сложившуюся у человека картину ре-
ального мира.
Известно, что если заменить голову человека, сделанную из гипса, го-
ловой реального человека, то псевдоскопический эффект вообще не возника-
ет. Особенно демонстративным я
|
|