|
ртнера; а значит, у вас появится шанс, что хотя бы эти переговоры пройдут
продуктивно.
Не зря йоги и дзэн-буддисты в момент медитации сидят с расслабленно закрытым
ртом, углы которого едва уловимо приподняты вверх (это можно заметить на
большинстве скульптурных изображений Будды).
Открытый рот.
Припомните наш эксперимент, во время которого вы пробовали снять напряжение
мышц рта. Вспомните также слова Фельденкрайса, из которых следует, что
необходимо "повесить" расслабленную нижнюю челюсть, чтобы определенные мышцы
осознанно (а обычно бессознательно) не подтягивали ее вверх. "Цивилизованный"
человек никогда не расслабляет свой рот. Разве что во сне, причем это
расслабление может зайти так далеко, что у людей мягкое нёбо становится
"рыхлым" и при этом могут возникнуть в высшей степени комичные звуки.
Но во время бодрствования мы никогда не держим рот полностью открытым; это
бывает разве что у "деревенских дурачков" - в высшей степени неприятная
ассоциация. Таким образом, мы предпочитаем закрывать рот в соответствии с
нормой, которая заложена в нас воспитанием. А значит, постоянно закрытый рот -
это приобретенное качество нашего поведения, но никак не врожденное!
С этой точки зрения приоткрытый рот действует как сигнал тела, наводящий на
мысль о внутренней открытости. Или чтобы выпустить информацию (например, чтобы
перевести дух и что-то сказать), или чтобы впустить ее (например, при
заинтересованном слушании). В качестве возможных состояний, например, можно
упомянуть следующие:
1. Удивление.
2. Испуг.
3. Готовность что-то сообщить.
4. Приподнятое и располагающее состояние души.
Одновременно некоторые авторы часто характеризуют открытый рот как признак
"отсутствия целеустремленности" и "дурного характера", так как исходят из
закрепленного в западной норме правила ("рот должен быть закрыт!"). Я заостряю
на этом внимание (прежде чем подробно рассмотреть этот вопрос в главе 9), чтобы
предостеречь от возможной серьезной ошибки при интерпретации поведения людей
иной культуры, когда вы считаете за истину, что другие всегда должны
реагировать так же, как и вы сами. Да, открытый рот может указывать на
отсутствие целеустремленности (это зависит, конечно, от вторичных признаков),
но это вовсе не значит, что этот человек вообще не способен быть по-деловому
собранным, хотя его рот и открыт (по меньшей мере, время от времени).
Черты горечи вокруг рта.
Попробуйте проделать следующий мини-эксперимент. Подойдите к зеркалу и
съешьте что-нибудь горькое или пососите пропитанный какой-нибудь горькой
жидкостью кусок хлеба. (Если выпить что-то горькое, то можно не увидеть столь
ясной реакции, так как емкость, из которой вы будете пить, закроет рот.)
Понаблюдайте (при многократных пробах), во-первых, за тем, что вы видите, и
во-вторых, за изменением ощущений во рту. Стоп.
Попробовали? Тогда вы наверняка обратили внимание, что при ощущении горечи
во рту ваш язык отодвинулся как можно дальше от нёба, а нижняя челюсть
одновременно подалась вниз, хотя губы при этом остались сомкнутыми.
Снаружи это проявляется в виде определенной мимики в области рта, с трудом
поддающейся описанию и определяемой как черты "горечи".
Эта горькая гримаса встречается, конечно, и в тех случаях, когда мы
чувствуем что-то "горькое", при определенных неприятных чувствах, как, например,
чувстве мерзости, отвращения, презрения. Впрочем, это действует даже тогда,
когда мы это только представляем! Когда вы что-то увлеченно читаете и при этом
встречаете слово "мерзость", то, если вы достаточно прониклись этим ощущением,
на вашем лице можно заметить те же черты горечи.
Люди, к лицу которых "прилипла" эта, как иногда говорят, "мина горечи",
своим страдающим видом вызывают у наблюдателей сходное чувство. Поэтому обычно
таких людей стараются избегать.
Черты удовольствия вокруг рта.
Теперь, также перед зеркалом, попробуйте съесть что-нибудь сладкое, чтобы
почувствовать и увидеть воспринимаемые сигналы сладости (естественно, когда
исчезнет привкус горечи, оставшийся от предыдущего опыта...) Стоп.
Вы видели, как ваши губы плотно сжались и сдвинулись перед зубами? Конечно,
такие черты встречаются также и в момент радости или чего-нибудь приятного.
Впрочем, это все достаточно очевидно, поэтому мы не будем подробно на них
останавливаться.
Подбородок.
Подобно сигналам ушей, щек и носа, мимические возможности подбородка
довольно ограничены и для большинства наблюдателей едва ли заметны, особенно
когда лицо расположено к наблюдателю не в профиль, а в анфас. По существу можно
лишь сказать следующее: в момент целеустремленного действия подбородок
вытягивается вперед (попробуйте как-нибудь в такой момент взглянуть на себя в
зеркало), в то время как при пассивном наслаждении подбородок более втянут
назад.
В заключение раздела, рассматривающего сигналы рта, стоит еще указать на то,
что интонация производится преимущественно ртом и только отчасти гортанью или
грудью. Таким образом, аспект интонации можно было бы с не меньшим успехом
рассматривать как подраздел мимики: обратите внимание на положение рта, когда
вы произносите "о-о-о-о" или "и-и-и-и".
Сигналы головы.
Один сигнал головы мы уже обсуждали - это втягивание головы в плечи при
"закрытой" позе. Другие сигналы, такие как покачивание или кивки головой (в
рамках нашей культуры), понимаются достаточно однозначно.
Сложнее дело обстоит с интерпре
|
|