|
еть на говорящего, в то время как тот лишь изредка поглядывает
на вас, убеждаясь с помощью контрольных взглядов, что его слушают.
Еще два эксперимента.
Попробуйте в какой-нибудь беседе, прежде чем высказывать вслух отдельные
мысли, продумывать их от начала до конца (примерно минут по десять на каждую).
Естественно, вы тут же поймете, что это абсолютно невозможно!
Тогда попросите того, с кем вы беседуете, поддержать вас в этой затее
гипертрофированно долгого обдумывания ответных реплик.
В качестве второго эксперимента вы можете попробовать следующее: посмотрите
за спину тому, с кем вы разговариваете. Вы поймете, что говорящий краем глаза
заметил ваш взгляд, даже если в данный момент он и не смотрит непосредственно
на вас. Скорее всего, он прервется, возможно, даже оглянется, чтобы понять, что
именно так вас заинтересовало.
Несмотря на то что во время размышлений мы часто отворачиваемся, тем не
менее, краем глаза мы ощущаем (или принимаем) сигналы, если, конечно, мы
восприимчивы. Но бывают также люди, которые их совсем не замечают, а "упрямо"
продолжают говорить, даже если окружающие потеряли надежду подать встречный
сигнал.
Надеюсь, эти два эксперимента повысят вашу способность восприятия и окажутся
весьма полезными при дальнейшем чтении.
Контакт глазами как элемент тактики?
На примере моего отношения к неподвижным взглядам, сознательно применяемым
некоторыми сектами, вы поняли, что я решительно против специального - в
тактических целях - использования взгляда во время беседы. Но есть одно правило,
которое я все же хотела бы предложить вашему вниманию:
Контакт глаз в качестве контрольного взгляда представляет собой один из
важнейших аспектов успешного ведения беседы.
Ударение здесь стоит на словах "один из важнейших аспектов". Во-первых, одну
из возможностей вы могли позаимствовать из описания эксперимента (например, со
словом "конституция"), в который входили короткие контрольные взгляды.
Во-вторых, в пользу этого положения говорит то, что при размышлении взгляд
часто уходит в сторону.
Помните наш пример с разговором на вечеринке, в котором вы интересовались
автомашиной вашего собеседника? Если мы эту ситуацию рассмотрим как пример
вероятных переговоров, то получим еще одну важную информацию о возможной
интерпретации неожиданного изменения позы тела! После того как вы назвали
стоимость, которую могли бы заплатить за автомашину, ваш собеседник неожиданно
повернулся к вам (при этом резко переместив вперед вес своего тела) со словами:
"Слишком мало".
Теперь представим другой вариант: вы должны обдумать возможную цену. Тогда
вы, возможно, посмотрите в потолок и начнете про себя оценивать состояние
машины: итак, партнер сказал, что она полностью укомплектована. Дальше, не
торопясь, вы думаете: он упомянул, что шины еще новые, имеется стереоустановка..
. Все это вы проделываете, не глядя на партнера. Вы все еще не называете свою
цену. Было бы хорошо, если бы он опять откинулся назад в своем кресле,
дожидаясь вашего решения, - человеку в расслабленном состоянии труднее скрыть
свои истинные чувства. Вот тут самое время бросить на него контрольный взгляд,
чтобы уловить в сигналах тела партнера, какая цена была бы для него приемлемой.
Вывод, напрашивающийся из этого описания: в любой ситуации пытайтесь
додумывать "все до конца" и только тогда, сделав контрольный взгляд на
собеседника, произносите вслух свое решение. Что пользы в ваших совершен-ных
знаниях, если из-за собственной слепоты вы не можете их с толком использовать?
Поэтому постарайтесь во время текущих бесед почаще упражняться, задерживая
ответные реплики.
Особо следует оговорить манеру собственного поведения при контакте глазами с
людьми, которые гипертрофированно боязливы и нерешительны - это заметно по тому,
как они прячут свои глаза. С такими людьми мы зачастую ведем себя неверно, а
именно, чувствуя себя неловко, сами отводим глаза. Но давайте задумаемся - если
кто-то по какой-то причине не хочет на нас смотреть, то это еще не значит, что
он хочет, чтобы и мы на него не смотрели. Обычно как раз наоборот. Если вы
обратите внимание на такого стеснительного человека (конечно, не "тяжелым",
неподвижным взглядом, да еще чего доброго с многозначительными складками на
лбу), а он это тут же заметит с помощью своих робких, бегающих контрольных
поглядываний, то скованность его заметно уменьшится, он почувствует, что к нему
не относятся свысока, не презирают, а принимают всерьез, искренне им
заинтересовались и т. п.
Впрочем, на семинарах при обсуждении этой темы я всегда задаю вопрос: "А как
же быть с собеседником, у которого косоглазие, или который заикается, или имеет
еще какой-либо недостаток?"
И обычно сама на него отвечаю следующим образом: косоглазый человек уже
имеет достаточно проблем, так как косоглазию зачастую сопутствует еще и
частичное ухудшение зрения. Почему же мы должны его наказывать еще и тем, что
сокращаем то, что он может увидеть? Кроме того, человек с каким-либо
недостатком страдает главным образом от того, что его близкие никогда не
забывают, что он "другой" или воспринимают это как помеху. Наша склонность в
таких случаях смотреть мимо, по моему мнению, имеет причиной нашу собственную
неловкость, а не то, что мы хотим "помочь" другим, как это часто преподносится.
Что касается людей, которые заикаются, то, не желая здесь вдаваться в
психоаналитические и другие имеющиеся теории, мы можем в общем виде сказать
с
|
|