|
обстоит иначе, если вы ожидаете реакцию, которую другой не может предвидеть.
Это может произойти, если вы предположите, что он обладает известной вам
информацией, которой он на самом деле еще не имеет. Или напротив, ваш
собеседник - выходец из другого культурного круга - производит "неожиданные"
сигналы, которые могут восприниматься вами как несоответствующие.
4. Личное несоответствие. Если ваш шеф всегда подчеркнуто сдержан в
обращении со своими подчиненными, даже в ситуациях, когда не грех и вспылить,
то вы ожидаете, что он постоянно будет вести себя подобным образом. Чем лучше
вам известен человек, тем с большей вероятностью можно предвидеть его
аналоговую реакцию. Если же на самом деле все происходит не совсем так, тогда
мы говорим, что этот человек сегодня "не похож на себя", "не в себе". Тем самым
мы имеем в виду личное несоответствие.
5. Наконец, может иметь место фактор кажущегося несоответствия в жестах,
которого, в сущности, нет. Некоторые люди при разговоре немотивированно
размахивают руками или ритмично стучат по столу, хотя ничего дополнительного
этим они, собственно, сказать не хотят. Эти аналоговые сигналы кажутся не
имеющими никакого отношения к произносимым словам и так же воспринимаются как
несоответствующие.
3.4. Стихийность/самодисциплина.
Чем стихийнее реакция, тем она необдуманнее. Если честность, откровенность
оцениваются однозначно высоко, то стихийность будет восприниматься вами тем
"позитивнее", чем выше оценивается самодисциплина. Сигналы всегда "уложены" в
некоторой ситуации, так что вполне можно представить момент, когда свободное,
открытое, непринужденное, импульсивное поведение может показаться более
"позитивным", нежели сдержанное, подчиненное строгой самодисциплине. Если,
например, при муже кто-то совершил нечто недопустимое по отношению к его жене и
тот не одернул наглеца, "не дал отпор", то чаще всего такая самодисциплина
интерпретируется как "трусость", то есть явно негативно. С другой стороны,
положительно оценивая стихийность, нужно четко осознавать, что и бестактность
тоже весьма стихийна. Ведь бестактность - это как раз та реакция, при которой
человек говорит собеседнику какую-нибудь гадость раньше, чем успевает осознать
то, что говорит! Поэтому я иногда втайне подтруниваю над людьми, которые, с
одной стороны, превозносят абсолютную стихийность, а с другой - очень обижаются,
если родной брат импульсивно их оскорбляет. Вы ощутили, как тяжело создать
"абсолютное" мерило для оценки сигналов человеческого тела (вернее, для оценки
человеческого поведения)?
3.5. Позитивное /негативное.
Естественно, мы воспринимаем отдельные сигналы как "хорошие" или "плохие",
то есть быстро и в большинстве своем бессознательно классифицируем их на
"положительные" или "отрицательные". Каждому понятно, что это выливается в
крайне субъективное описание мира и наших ближних. Подходить к оценке
спонтанного или контролируемого поведения нужно с другими категориями, нежели
"хорошее" или "плохое".
Таким образом, если кто-то трактует зевоту как отсутствие интереса, т. е.
негативно, то это весьма субъективная оценка. Во-первых, он предполагает, что
другие зевают только тогда, когда им не интересно (возможно, он просто
переносит свои собственные привычки на других).
Во-вторых, вероятно, "негативность" этого сигнала оценивается исходя из
представления, что зевать "невежливо". При навешивании ярлыка "невежливо"
следует помнить, что общие правила поведения формируются в рамках определенного
культурного круга и конкретной эпохи. Например, в одной книге, описывающей
нравы времен Эразма Роттердамского (он жил в 1465-1536 годы), мы читаем: "когда
при сморкании двумя пальцами что-то падало на пол, нужно было это тотчас
затоптать ногой". С позиций сегодняшнего времени сморкание двумя пальцами (а
тем более растирание "выпавшего") расценивается как дикость и хамство.
Мы должны уяснить две вещи: во-первых, как редко мы обычно осознаем
поведение или сигналы, которые кажутся "ложными", и тут же бессознательно
классифицируем их как "негативные", то есть эмоционально раздражаемся или
чувствуем себя оскорбленными. Эта реакция ярче всего проявляется в отношении
тех норм поведения, о которых обычно вовсе не принято говорить - они
присутствуют в массовом сознании как само собой разумеющееся, поэтому нас
крайне шокирует, когда кто-нибудь о них заговаризаговаривает. Во-вторых, чем
чаще вы общаетесь с людьми другой субкультуры, тем больше опасность, что вы
мгновенно и ессознательно воспримете определенные сигналы как "плохие",
негативные - пока не осознаете эту опасность и не выработаете иной подход к
этим людям.
И последний пример: "Некоторые предписывают, чтобы мальчик "сдерживал внутри
себя распирающий его ветер", а ведь это может повлечь заболевание".
В наши дни мы ведь совсем не задумываемся над тем, что этот "ветер" нужно
сдерживать? Для нас это - норма поведения, которая не требует напоминания. И
если кто-то не придерживается ее или после того, как с ним произошло "это", не
говорит, что ему-де неловко и т. д., мы, конечно, реагируем достаточно
отрицательно! Но если бы вы хоть однажды имели возможность посидеть у костра с
бедуинами, вот когда бы вы действительно разгневались и были бы ошеломлены
несоответствием манер этих людей нашим нормам.
Таким образом, наши оценки "что такое хорошо и что такое плохо" стоит
подвергнуть дополнительному контролю. При виде "негативного" сигнала мы
раздражаемся или чувствуем себя оскорбленными, то есть мы отчасти сами виноваты
в том, что производим в себе гормоны стресса и бесполезно растрачиваем
|
|