Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Биркенбил В. - Язык интонации, мимики, жестов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-
 
нергию 
на процесс "переваривания злости", причем это касается и некоторой досады на 
самого себя. Контроль истинности в свою очередь как раз и должен нам напомнить, 
что "негативный" сигнал со стороны нашего собеседника может возникнуть по 
причине его иных представлений о нормах поведения. Так что мы зачастую сердимся 
напрасно! И раздражение (вместе с негативными сигналами), которое теперь уже мы 
передаем на уровне отношений, отравляет атмосферу разговора. 
3.6. Шутки и ирония. 
   Как мы видели в примере, приведенном нами во введении, буквальная 
формулировка отца, когда он советовал сыну оставить тюбик с клеем открытым, 
выражала прямо противоположное тому, что он на самом деле имел в виду, и была 
рассчитана на то, что ее воспримут с юмором. 
   Но есть люди, которые все воспринимают очень "серьезно". Поэтому им даже не 
приходит в голову, что кто-нибудь может пошутить. Если "ироничная интонация" 
лишь слегка намечена, то вполне может быть, что собеседник "попадется" на такой 
цифровой сигнал. Именно поэтому окружаю-щие охотно над ним подшучивают. Такому 
человеку очень важно все время быть настороже и задавать себе вопрос: насколько 
серьезно произнесены услышанные слова. Особенно если приходится часто общаться 
с людьми с так называемым "тонким юмором", у которых шутки сопровождаются столь 
слабыми аналоговыми сигналами, что их ироничность или сарказм может различить 
только опытный в коммуникации человек. 
   Следует отметить, что сарказм может быть прямо оскорбителен, если кто-то 
высказывает нечто обидное, но интонационно выдержанное в такой подчеркнуто 
вежливой или деловой манере, что не придерешься. Итак, мы описали для вас ряд 
критериев оценки сигналов тела. Можно было бы исхитриться и привести еще, но, 
во-первых, многие из них попали бы в уже названные подгруппы и, во-вторых, мы 
не можем, к сожалению, в рамках нашей темы углубляться в этическую проблематику 
выбора критерия. Цель нашего краткого обсуждения - помочь вам определить, по 
каким критериям вы будете проводить собственную оценку. Решение, конечно, 
зависит только от вас самих! 
   Но прежде чем мы перейдем к самим сигналам, обсудим еще один важный вопрос: 
3.7. О достаточности одиночного сигнала. 
   Есть ситуации, в которых контроль истинности невозможен. Например, когда мы 
оцениваем аналоговые сигналы политика, выступающего по телевизору, или когда мы 
не хотим прерывать собеседника. Здесь, по-моему, должен существовать один 
важнейший критерий, на котором вы будете основывать свою оценку многих (или 
некоторых) сигналов. Хотя иногда встречаются отдельные сигналы, которые уже 
сами по себе обладают силой доказательности (мы еще вернемся к этому вопросу), 
однако они достаточно редки и к ним стоит относиться как к частному случаю. 
Поэтому основное правило звучит следующим образом: 
   Один сигнал - не доказательство! 
   Особенно это справедливо для таких "малых" сигналов, как поднятая бровь - 
это движение может быть вызвано различными причинами. Поэтому я считаю весьма 
опасными комментарии некоторых авторов, которые без сомнения выстраивают далеко 
идущие интерпретации только на том, что у кого-то "руки-засунуты-в-карманы", 
или утверждают, что одно то, как человек держит сигарету, им уже о многом 
говорит. Вероятно, такой одиночный сигнал можно рассматривать как повод для 
внимательного анализа, но не более! Если кто-нибудь, например, начнет 
размахивать зажженной сигаретой перед вашими глазами, это действие можно 
воспринять как вероятность того, что этот человек, возможно, не уважает 
интимную зону другого. Если же, ухватившись за этот факт, мы начнем 
целенаправленное наблюдение, то, может статься, мы "отловим" и другие сигналы, 
подтверждающие первый. При этом попутно может выявиться много интересного и 
ценного, что поможет понять вашего собеседника. Итак, только совокупность 
сигналов может иметь силу доказательства. 
   Исключения из этого правила - яркие, бросающиеся в глаза жесты, которые 
однозначно противоречат произносимым словами, как в примере с Никсоном (причем 
и в этом случае мы должны постараться извлечь дополнительную информацию для 
интерпретации!). В дальнейшем (в четвертой главе) мы еще поговорим особо о том, 
что все резкие изменения позы тела являются исключениями из правила.В 
заключение, прежде чем мы пойдем дальше, приведем слова знаменитого кинесика 
Бёрдвистла: 
   Никакая поза тела или движение не имеют точного значения сами по себе. Язык 
тела и язык слов зависят друг от друга. 
   Это, в конце концов, означает только то, что, если мы хотим действительно 
"понять" жесты или другие неязыковые сигналы, мы должны одновременно 
воспринимать и описывать сигналы уровня содержания и уровня отношений. 
Глава 4. Поза.
   Для того чтобы подготовить вас к восприятию положений этой главы, я хочу 
предложить вам несколько мини-экспериментов (по пятнадцать минут на каждый). К 
дальнейшему чтению лучше перейти после того, как вы их выполните. 
   Чтобы вам было удобно выполнять задания, выберите один из двух вариантов. 
Или расположите книгу так, чтобы вы по мере надобности могли читать указания из 
нее и выполнять их до прочтения и выполнения следующего (каждое действие 
зрительно отделено от другого словом "Стоп" и пустой строкой). Или попросите 
кого-нибудь зачитывать каждое указание, причем перед каждой пустой строкой он 
должен сделать паузу и подождать, пока вы дадите сигнал перейти к следующему 
шагу. 
   Старайтесь извлечь максимальную пользу из каждого мини-цикла, а затем 
зафиксируйте на бумаге результаты каждого эксперимента. Тем самым вы достигнете 
двойного результата: отточите свою способность к вербализации и отработаете 
описание собственных сигналов - это поможет вам лучше интерпретировать ощущения 
при последующих экспериментах! Итак, вы находитесь в комнате, в которой
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 48
 <<-