|
тонация?). Он излучает много
сигналов, чтобы показать, что он выделяется на нашем фоне (с его стороны -
дистанцирование, с моей - умозрение). Я ему как-то в перерыве указал на это
(действие, спланированное, ха!). Моя левая рука судорожно держит бумагу
(жестикуляция). Ага, мое колено опять раскачивается (определенно жестикуляция!).
Впрочем, мне нужно за этим еще понаблюдать... Время вышло.
Мы видим, что здесь снова всплыли пограничные случаи. Однако, в конце концов,
не так уж и важно, к каким категориям мы относим сигналы, пока мы их,
во-первых, воспринимаем и, во-вторых, вербализуем. Знание о том, к какой
категории относится тот или иной сигнал, создает в нашей голове лишь некую
условную базу, которая, с одной стороны, облегчает восприятие, а с другой -
предоставляет нам возможность общения с помощью языка тела.
Глава 3. Критерии оценки.
3.1. Новое восприятие.
Наверное, вам приходилось встречаться с таким странным феноменом:
какое-нибудь новое слово, которое вы недавно узнали, начинает постоянно
"всплывать" в самых неожиданных местах. Читаете ли вы газету или книгу,
слушаете радио или смотрите телевизор, разговариваете ли вы со знакомым, оно
постоянно вам встречается. На самом деле, по всей вероятности, вы и прежде
встречали это слово столь же часто, но просто не обращали на него внимания.
Нечто подобное будет происходить теперь и в отношении сигналов тела. И вас
поразит то обилие информации, которое вдруг устремится к вам со всех сторон!
Может быть, вы уже заметили этот эффект. Но, скорее всего, вы хотите не только
больше воспринимать, но и практически использовать воспринятое.
Если вы хотите оценивать, анализировать, интерпретировать или даже судить
(но не осуждать!), понадобятся критерии. Нельзя ничего измерить без линейки.
Без установки на то, что хотят исследовать, не может возникнуть результат. Наши
основные понятия - Поза, Мимика, Жестикуляция, Дистанцирование и Интонация -
являются критериями восприятия, которые нам помогают сформировать "образ"
(подобно вспомогательным линиям при геометрических построениях). Если мы
восприняли и словесно выразили сигнал, то первый необходимый шаг мы уже
сделали: мы описали. Но до тех пор, пока мы не произвели оценки сигнала, наша
вербализация не имеет результата.
Что же мы хотим узнать? Какую суть хотим установить? На что хотим обратить
внимание? Каждое "указание" того, как вам следует воспринимать себя и других,
при определенных обстоятельствах может сильно повлиять на процесс самого
восприятия. По этой причине я могу вам предложить рассматривать последующие
рассуждения лишь как возможный способ видения. Он может быть и другим. И при
чтении этой книги вам нужно определить свое собственное отношение к ним.
Подходите к этому особенно критически, так как в этой главе речь, по сути,
пойдет о философских вопросах: "На что необходимо обращать внимание при оценке
себя и другого?" Один человек в качестве важнейшего критерия придерживается
стихийности, другой - честности, для третьего имеет большое значение
самодисциплина (поэтому он стихийность оценивает иначе, чем тот, кому как раз
она кажется наиболее ценной).
Еще кто-то, может, придает чрезмерное значение соответствию наблюдаемых
сигналов его представлениям о "хороших манерах", так как для него важнейший
критерий - учтивость. Так, некто способен зевоту соседа (особенно если тот не
прикрывает рот рукой) оценить "отрицательно" или даже интерпретировать этот
сигнал как невежливое отношение к собственной персоне, как "враждебный" сигнал.
На что обращать внимание при оценке, в конце концов, каждый решает сам, но
часто обсуждение возможных критериев помогает определиться точнее!
3.2. Честность/искренность.
Этот критерий почти на всех семинарских занятиях единодушно рассматривают
как "главный". Я же со своей стороны могла бы посоветовать не спешить с такой
категоричностью. Во-первых, насколько честна "честность"? Во-вторых,разве не
может "абсолютная" честность стать порой весьма разрушительной и до какой
степени она вообще допустима? У вас есть на это ясный ответ? В-третьих, можете
ли вы утверждать, что сами никогда не врали ни себе, ни другим (из-за
неуверенности или затруднительного положения, в форме "вежливой" лжи или тем,
что не позволили реализоваться какой-либо возможности или желанию)?
Я часто с интересом замечала, что тот, кто слишком старается поймать другого
на возможном обмане, сам далеко не всегда правдив. Здесь сам собой
напрашивается вывод, что он потому так сильно боится нечестности со стороны,
что судит о других по себе.
Кроме того, если кто-нибудь лжет из страха перед последствиями или из
нежелания навредить другому, то такой мотив вполне понятен. Но "фанатики
правды" в своем боль- шинстве не считаются с этим, и они не слишком часто
задумываются и о критериях честности!
3.3. Согласованность/несогласованность.
Каждый сигнал всегда соотнесен с ситуацией, в которой находится лицо, за
которым наблюдают. Несогласованность при этом может означать следующее:
1. Несоответствие между поведением и произносимыми словами (см. пример с
Никсоном во Введении).
2. Несоответствие между наблюдаемым сигналом и нашими ожиданиями:
предположим, вы кому-нибудь преподносите подарок и уверены, что ему обрадуются,
однако видите, что ваш визави разочарован или отвел глаза. Это и есть
несогласованность - вы рассчитывали на одну реакцию, а в реальности получили
совсем другую.
3. Несоответствие между наблюдаемыми сигналами и нашим ожиданием может
привести также к мнимой несогласованности, если наш собеседник не предчувствует
того, какую реакцию мы предполагаем увидеть. В вышеприведенном примере
одариваемый знал, что даритель надеется увидеть его радость. Однако дело
|
|