|
граничных" сигналах.
Несмотря на то что при этом методе приходится "огрублять" восприятие, он
обладает бесценным достоинством - он применим в повседневной практике, то есть
годится для наблюдений за процессами, происходящими в живой жизни, когда нельзя
их ни остановить, ни "прокрутить назад", ни повторить в замедленном темпе.
Поэтому дальше в данной книге мы будем использовать только этот метод, так как
главная наша задача - помочь вам использовать понимание языка тела в
практической жизни. Мы полностью отдаем себе отчет, что наша систематизация,
включающая всего лишь пять типов сигналов, несколько груба, но зато она
обеспечивает быстрый анализ. Какой смысл в конкретной реальной ситуации иметь
более точное наблюдение, если оно позволяет получить результат лишь с
опозданием в сорок секунд? При этом мы, конечно, понимаем, что неточность
нашего подхода не должна превышать допустимой степени. А теперь перейдем к
описанию самих типов сигналов.
2.2. Типы сигналов тела
2.2.1. Поза.
Под позой мы понимаем не только положение, которое принимает человек, но и
движения, которые изменяют это положение или влияют на него, как, например,
перемещение центра тяжести при покачивании вперед-назад, с носка на пятку,
смена ноги и т. п. (подробнее см. главу 4).
2.2.2. Мимика.
К мимике мы относим все изменения, которые можно наблюдать на лице человека,
включая и психосоматические процессы, например покраснение (см. главу 5).
2.2.3. Жестикуляция.
Жестикуляция включает в себя все жесты рук, "язык рук", а также многие
другие действия: например, собеседник открывает двери, вынимает сигареты и т. д.
(см. главу 6).
2.2.4. Дистанцирование.
Под данным термином мы понимаем дистанцию, которой придерживается один
человек относительно другого (иногда и по отношению к животным или предметам),
а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение дистанции, например,
резкий шаг назад и т. п. (В данном случае мы уже можем говорить о пограничных
сигналах: "шаг назад" можно отнести и к изменению позы, и к дистанцированию).
Мы еще вернемся к этим вопросам (см. главу 7).
2.2.5. Интонация.
Под интонацией понимаются все явления, которые связаны с голосом и не
требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация
как таковая, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм
речи и т. п. Под интонацией мы понимаем также звуки несловесного содержания,
например пощелкивание языком, вздохи, постанывания и т. п. (см. главу 8).
2.3. Систематизация сигналов.
На практике систематизация должна происходить мгновенно, так как в реальной
жизни ситуация постоянно меняется. Мы ведь говорим о живых наблюдениях. Сами
собой, без специальной выучки быстро распознаются только такие "живые" ситуации,
которым свойственна повторяемость или которые медленно "вызревают" на наших
глазах. А с обычными живыми элементами приходится работать быстро и
целеустремленно. Поэтому мы предлагаем вам поупражняться "всухую", причем прямо
сейчас. На семинаре, как правило, слушателям требуется около десяти минут,
чтобы определить, к какому из пяти вышеназванных типов (или пограничному типу)
относится тот или иной демонстрируемый им сигнал.
Попробуйте выполнить предварительное упражнение.
Попытайтесь классифицировать приведенные ниже перечни неязыковых сигналов по
пяти категориям - Поза, Мимика, Жестикуляция, Дистанцирование и Интонация. Все
сигналы "вложены" в предложения, которые дают некоторое представление об общей
ситуации или позволяют догадаться о ней. Например, "Вы мечтательно рассмеялись".
Ответ: Мимика.
1. Он воскликнул: "Хотел бы я хоть раз убедиться, что ты выполнишь поручен-
ное тебе дело!"
2. Она отступила на шаг назад: "Что это ты себе вообразил?"
3. Он стоял, прислонившись к буфету, скрестив ноги.
4. Четырехлетняя Велинда уверяла свою маму, что может застегнуть пальто
самостоятельно. Мама сказала: "Конечно, ты сможешь это сделать, мое сокровище!"
и тут же сама застегнула пальто малышке.
5. В то время как Никсон уверял, что ищет контактов с молодым поколением, он
неоднократно выставлял руки вперед, словно защищаясь, будто хотел отодвинуться
от слушателей.
6. Вы ждете, переминаясь с ноги на ногу, пока помощница заполняет формуляр.
7. Он идет к окну и закрывает его.
8. Она безмолвно на него взглянула, но крылья ее носа дрожали от едва
сдерживаемого возбуждения.
9. Кофе был столь горячим, что он инстинктивно его выплюнул.
10. Он иронично сказал: "Коробка передач просто счастлива, что вы так сильно
жмете на педаль".
Мы хотим дать вам лишь общие представления об этих десяти примерах. Вот
какими, с нашей точки зрения, могут быть ответы:
1. Однозначно интонация.
2. Данный случай можно отнести как к позе, так и дистанцированию, причем в
последнем случае смысл ситуации меняется. Поэтому здесь лучше говорить о
"пограничном случае", так как оценка зависит от интерпретации конкретной
ситуации (некоторые авторы даже обозначают неожиданный шаг назад как "ужимку" и
относят его к классу "Жестикуляция". Это также вполне законно, так как
классифицирование пограничных случаев не дает однозначного толкования).
3. Однозначно поза.
4. Действия матери следует отнести к жестикуляции. Это пр
|
|