|
г.Москву и прочитавшим ряд лекций для советских психологов и психиатров.]).
Клиент с радостью подчинялся этим требованиям и получал от этого не меньше
удовольствия, чем работники агентства. Таким образом, они прекрасно ладили,
и ни один из них не испытывал желания прекратить столь приятные
взаимоотношения. Что же касается мисс Блэк, то, вместо того чтобы
"протягивать руку помощи", она на самом деле оказала помощь и предложила
терапию, центрированную не на клиенте, а на его взаимоотношениях с
окружающим обществом: этим она вызвала недовольство всех заинтересованных
лиц, даже несмотря на то, что она действовала в соответствии с официально
объявленной целью агентства.
Следует отметить здесь два момента. Во-первых, в игру "Неимущий" (если
это действительно игра, а не истинное положение дел, вызванное физической,
психической или финансовой недееспособностью) играет лишь ограниченное
число клиентов таких агентств. Во-вторых, игра получает поддержку только
тех сотрудников, которых научили играть в ЯППВ. Другие сотрудники не станут
терпеть ее столь же охотно.
К родственным играм относятся "Ветеран" и "Больница". Игра "Ветеран"
обнаруживает те же взаимоотношения, что и ЯППВ. Только игра ведется между
организациями, занимающимися делами ветеранов, достигших пенсионного
возраста, а также тех ветеранов, которые обладают законными привилегиями,
например инвалидов войны. В "Больницу" играют некоторые пациенты
амбулаторного отделения крупных больниц. В отличие от "Неимущих" и
"Ветеранов" пациенты, играющие в "Больницу", не получают денежной
компенсации, но у них есть другие "вознаграждения". Поскольку они охотно
исполняют роль как бы пособий, экспонатов при обучении медицинского
персонала и дают возможность наблюдать течение болезни, то они выполняют
полезную социальную функцию. Поэтому их Взрослый вполне законно чувствует
удовлетворение, недоступное "Неимущим" и "Ветеранам".
*Антитезис*. Если он не противопоказан, то должен состоять в отказе от
предоставления игрокам материальных благ. Риск здесь исходит не от самих
игроков, как в других играх, а связан с тем фактом, что игра "Неимущий"
попадает в резонанс с традицией и поощряется игроками в дополнительную к
ней игру - ЯППВ. Реальная опасность грозит со стороны коллег, возмущенной
публики, правительственных агентств и разного рода организаций, защищающих
права бедняков. Жалобы, вызванные антитезисом к "Неимущему", могут привести
к громким выкрикам: "Да, да, что вы можете сказать по этому поводу?" Эти
возгласы можно рассматривать и как здоровую операцию или
времяпрепровождение, даже если они при этом иногда отбивают охоту к
искренности. Фактически вся американская система демократических свобод
основана на возможности задавать этот вопрос. Без такой возможности на пути
социального прогресса возникли бы серьезные препятствия.
4. "Крестьянка"
*Тезис*. Прототипом для анализа этой игры послужил случай с
крестьянкой, страдающей артритом. Ее осматривает профессор и находит случай
столь интересным, что показывает больную студентам-медикам. Он не только
дает характеристику ее болезни, симптомов и диагноза, но и рассказывает,
как ее нужно лечить. Вся эта процедура наполняет женщину благоговейным
трепетом. Затем профессор вручает ей рецепт, еще раз подробно объясняет,
как нужно лечиться, и женщина отправляется домой. Она в совершеннейшем
восхищении от его учености и говорит ему: "Ах, профессор, вы просто
великолепны!" Однако же она так никогда и не воспользуется рецептом. Во-
первых, в ее деревне нет аптеки; во-вторых, даже если бы она и была,
крестьянка никогда не выпустила бы из рук рецепт - такую "святыню". Что
касается остального лечения, то у нее нет никаких возможностей проводить
его: ни придерживаться определенной диеты, ни принимать водные процедуры и
т.д. Она просто живет, как и жила, так же искалеченная артритом, но
счастливая оттого, что может всем рассказывать, какое замечательное лечение
назначил ей великий профессор. Она каждый вечер с благодарностью упоминает
его в своих молитвах.
Много лет спустя профессору случилось проезжать через эту деревню по
пути к богатому и капризному пациенту. Он узнал крестьянку, которая
кинулась целовать ему руку, напоминая о замечательном лечении, назначенном
ей много лет назад. Он благосклонно принял ее поклонение и был особенно рад
услышать, как помогло ей его лечение. Он был так польщен, что даже не
заметил нисколько не уменьшившуюся хромоту женщины.
В социальной ситуации игра "Крестьянка" может приобрести как
искреннюю, так и лицемерную форму. Обе они имеют своим девизом: "Ах, вы
просто великолепны, мистер Мергитройд!" (АВВММ). В искреннем варианте
мистер Мергитройд, возможно, действительно великолепен. Он может быть
знаменитым поэтом, художником или ученым. И наивные молодые женщины могут
предпринимать длительные путешествия в надежде познакомиться с ним, чтобы
потом иметь возможность сидеть у его ног, взирать на него с обожанием и
идеализировать его недостатки. Более искушенная женщина, которая вполне
сознательно собирается завести роман с подобным человеком или женить его на
себе (при этом она восхищается им совершенно искренне), может прекрасно
отдавать себе отчет в его слабостях. Она может даже использовать их, чтобы
добиться своей цели. В зависимости от того, какой из этих двух типов женщин
принимает участие в игре, она будет состоять либо в идеализации
недостатков, либо в их использовании; при этом мы
|
|