|
называем данную форму
игры искренней, потому что женщины обоих типов действительно восхищаются
деяниями своего избранника, которые они вполне способны правильно оценить.
В лицемерном варианте игры Мергитройд может быть великолепен, а может
и не быть таковым, но ему приходится иметь дело с женщиной, в любом случае
неспособной по-настоящему оценить его, например с женщиной легкого
поведения. Она играет в игру "Я бедняжечка" и использует АВВММ как
откровенную лесть, чтобы добиться своего. В глубине души она либо озадачена
его поведением, либо потешается над ним. Но сам он ей безразличен, по-
настоящему ее интересуют только блага и престиж, связанные с его именем.
В клинической ситуации "Крестьянка" тоже имеет два варианта, похожих
на только что описанные, но с девизом "Ах, профессор, вы просто
великолепны!" (АПВВ). В искреннем варианте пациентка чувствует себя хорошо
до тех пор, пока верит в АПВВ; это обязывает психотерапевта вести себя
безупречно во всех отношениях.
В лицемерном варианте пациентка надеется, что психотерапевт подыграет
ей в АПВВ И подумает о ней: "Вы необычайно проницательны" (ВНП). Как только
ей удастся навязать ему эту позицию, она может выставить его в смешном виде
и уйти к другому психотерапевту Если же его не так легко провести, то,
возможно, он окажется в состоянии помочь ей. Самый лучший способ для
пациентки выиграть АПВВ - это не выздоравливать. Если она по натуре человек
недоброжелательный, она может предпринять более решительные шаги, чтобы
поставить психотерапевта в глупое положение.
...Одна женщина играла в АПВВ со своим психотерапевтом, причем все
симптомы ее болезни не исчезали. С извинениями она распрощалась с ним и
обратилась за "помощью" к весьма почитаемому ею священнику. Она затеяла ту
же игру с ним. Через несколько недель она завлекла его в игру "Динамо"
второй степени. Потом по секрету она сообщила своей соседке о своем
разочаровании в таком замечательном человеке, каким был всегда для нее
преподобный отец Блэк. Оказывается, в моменты слабости он давал ей авансы,
ей - такой целомудренной и непривлекательной женщине. Конечно, зная жену
священника, его можно простить, но тем не менее и т.д., и т.п. Разумеется,
она проговорилась совершенно неумышленно и только потом "с ужасом"
вспомнила, что ее соседка - староста церковной общины. Игру с
психотерапевтом ей удалось выиграть, не выздоровев.
Игру со священником она выиграла, соблазнив его, хотя и не хотела
признаваться себе в этом. А второй психотерапевт все же сумел ввести ее в
психотерапевтическую группу, где она не могла проводить прежнюю тактику.
Поскольку время, отведенное на ее выздоровление, теперь не было заполнено
играми АПВВ и ВНП, то женщина стала более пристально анализировать свое
поведение и с помощью членов группы сумела отказаться от обеих своих игр -
АПВВ и "Динамо".
*Антитезис*. Прежде всего психотерапевт должен определить, с каким
вариантом игры он имеет дело. В случае искреннего варианта лучше позволить
пациентке продолжать игру до тех пор, пока ее Взрослый не окрепнет
настолько, чтобы можно было пойти на риск и применить контрмеры. Если же
психотерапевт имеет дело с лицемерным вариантом, то контрмеры можно
применять при первом же удобном случае, но после того, как пациентка будет
достаточно подготовлена, чтобы понять, что происходит. В этом случае
психотерапевт упорно отказывается давать пациентке советы, а когда она
начинает протестовать, дает понять, что она имеет дело с тщательно
продуманной стратегией. Через некоторое время его отказ давать советы либо
приведет пациентку в бешенство, либо ускорит появление симптомов, типичных
для острого состояния тревожности. Следующий шаг зависит от состояния
пациентки. Если она лишилась душевного покоя, следует применить
соответствующие психоаналитические приемы, чтобы исправить ситуацию. В
лицемерном варианте игры прежде всего нужно отделить Взрослого от
лицемерного Ребенка, что дает возможность проанализировать игру.
Вообще говоря, рекомендуется не ввязываться в близкие отношения с
поклонницами, искренне играющими в АВВММ. Любой разумный импресарио не
преминет объяснить это своему клиенту.
С другой стороны женщина, играющая в лицемерный вариант АВВММ, порой
оказывается интересным и умным человеком. Если ей помочь отказаться от этой
игры, то она может стать замечательным другом.
5. "Психиатрия"
*Тезис*. Следует отличать "Психиатрию"-процедуру от "Психиатрии"-игры.
Как явствует из научных публикаций, при лечении психических заболеваний
используются различные эффективные методы, такие, например, как гипноз,
лекарства, психоанализ, групповая психотерапия и др. Любой из методов может
быть использован и в игре "Психиатрия", основанной на жизненной позиции "Я
- целитель" и подкрепленной медицинским дипломом: "Здесь написано, что я -
целитель". Нужно помнить, что в любом случае такая позиция конструктивна и
благожелательна. Люди, играющие в "Психиатрию". могут принести большую
пользу при условии, что они получили профессиональную подготовку.
У нас все же есть основание считать, что от уменьшения врачевательного
рвения результаты лечения только улучшаются. Антитезис был лучше всего
сформулирован несколько столетий назад Амбруазом Паре [Паре, Амбруаз
(1510-1590) - французский хирург, сыграл большую роль в превращении
хирургии из ремесла в научную медицинскую дисциплину.], сказавшим
следующее: "Я лечу их, но исцеляет их Бог". Каждый студент-медик учит это
изречение наравне с prim urn non nocere [Прежде всего не навреди (лат.).] и
vis medicatrix naturae [Целит
|
|