Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрик Берн - Игры, в которые играют люди
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-
 
 само сулит ему "вознаграждение". Оперированное тело  служит  для
него  источником  внутреннего  психологического  "вознаграждения".  Внешнее
психологическое  "вознаграждение" возникает  у  таких  людей  в  результате
отказа  от  близости, от всякой ответственности - они полностью подчиняются
хирургу.
     Забота    медсестер   олицетворяет   биологическое   "вознаграждение".
Медперсонал  (врачи,  сестры), окружающие больные  обеспечивают  внутреннее
социальное  "вознаграждение". После выписки из  больницы  пациент  получает
внешнее  социальное  "вознаграждение", вызывая у  окружающих  сочувствие  и
благоговение  перед  его страданиями. В эту игру в  ее  крайнем  проявлении
весьма  профессионально играют люди, ложно или искренне  утверждающие,  что
они являются жертвой врачебной ошибки. Они могут зарабатывать себе на жизнь
тем,  что  намеренно  приводят  себя  в  недееспособное  состояние  или  не
сопротивляются такой возможности. После этого, в отличие от любителей,  они
требуют  не  только  сочувствия,  но  и возмещения  ущерба.  Следовательно,
"Подумайте,  какой ужас!" становится игрой в том случае,  когда  на  словах
игрок  испытывает  отчаяние,  а в глубине души  ликует,  предвидя,  сколько
удовольствия он сможет извлечь из своего несчастья.
     Мы считаем, что людей, которым постоянно не везет, можно разделить  на
три  группы, а) те, кто не желают навлечь на себя неприятности,  а  если  и
навлекают   их,  то  не  умышленно;  они  могут  воспользоваться   или   не
воспользоваться   участием,   с   большой   готовностью   предлагаемым   им
окружающими;  некоторая эксплуатация своего положения  в  подобных  случаях
вполне естественна, и к этому следует относиться с обычной любезностью;  б)
некоторые люди навлекают на себя несчастья неумышленно, но принимают  их  с
благодарностью  за предоставленные им возможности; в этом  случае  игра  не
планируется  заранее,  а  является,  по  терминологии  Фрейда,  "добавочным
урожаем",  в)  те,  кто  сами напрашиваются на  несчастья,  например  люди,
которые  во что бы то ни стало хотят лечь на операцию, ходят от  хирурга  к
хирургу, пока не найдут такого, который бы согласился их прооперировать;  в
этом случае поведение такого человека с самого начала является игрой.

                                 2. "Изъян"
     *Тезис*.  Эта  игра  является источником мелочных  склок  в  обыденной
жизни.  Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка "Я никуда не гожусь",
которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию "Они никуда
не   годятся".   Трансакционная  задача  игрока  состоит  в  доказательстве
последнего  тезиса. Поэтому игроки в "Изъян" не чувствуют себя  спокойно  с
новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян.
     В  своей  тягчайшей  форме  "Изъян" может  стать  политической  игрой,
проводимой  авторитарной личностью с тоталитарных позиций.  В  этом  случае
игра  может  иметь  серьезные  исторические последствия.  Здесь  становится
очевидным  родство этой игры с времяпрепровождением "Нынешние".  Позитивное
укрепление  позиции  достигается  игрой  "Как  я  справляюсь",  а   "Изъян"
обеспечивает негативный способ укрепления своей позиции. Ниже  мы  частично
проанализируем эту игру, чтобы прояснить некоторые ее элементы.
     Исходные   предпосылки  "Изъяна"  могут  варьировать   от   мелких   и
поверхностных ("На ней прошлогодняя шляпка") до самых циничных ("У него нет
7000 долларов в банке"), зловещих ("Не стопроцентный ариец"), эзотерических
("Не читал Рильке" [Рильке, Райнер Мария (1875-1926) - австрийский поэт.]),
интимных  ("Он  импотент")  или  рефлексирующих  ("Что  он  этим   пытается
доказать?").  С  психодинамической точки зрения  чаще  всего  основой  игры
является  сексуальная  неуверенность,  а  ее  целью  -  самоутверждение.  В
трансакционном плане мы в основном имеем дело с нездоровым  любопытством  и
стремлением совать нос в чужие дела. Причем удовольствие, которое при  этом
испытывает  Ребенок,  иногда  маскируется  филантропической  озабоченностью
Родителя  или  Взрослого. Внутреннее психологическое "вознаграждение"  игры
состоит в защите от депрессии, а внешнее психологически "вознаграждение"  -
в  избегании  близости, которая может обнаружить изъяны  самого  Уайта.  Он
чувствует  себя  вправе, например, отказаться от общения с  немодно  одетой
женщиной,  небогатым  или  неуверенным в себе  человеком.  В  то  же  время
вмешательство в чужие дела влечет за собой некоторые внутренние  социальные
действия,   сопровождаемые  биологическим  выигрышем.  Внешнее   социальное
"вознаграждение" принадлежит к группе игр "Подумайте, какой ужас!".
     Интересно отметить, что выбор Уайтом исходной посылки не зависит ни от
его   интеллекта,   ни   от  кругозора.  Так,  некий  человек,   занимавший
ответственный  пост  в  министерстве иностранных  дел,  однажды  официально
заявил  на  лекции,  что  другая страна не  столь  высокоразвита,  как  его
государство, в частности потому, что ее мужское население носит пиджаки  со
слишком  длинными  рукавами. Во Взрослом состоянии этот человек,  наверное,
был  вполне компетентен. Но он мог упомянуть о такой не относящейся к  делу
детали, только играя в Родительскую игру типа "Изъян".

                             3. "Гость-растяпа"
     *Тезис*.    Типичный   вариант   игры   развертывается   в   следующей
последовательности:
     1.  Уайт  опрокидывает  коктейль  на  вечерний  туалет  хозяйки.  Блэк
(хозяин) сначала приходит в ярость, но чувствует (часто лишь смутно):  если
он  обнаружит ее, то Уайт выиграет. Поэтому Блэк берет себя в руки,  и  ему
кажется, что выиграл именно он.
     2.  Уайт  говорит:  "Извините, пожалуйста". Блэк нехотя  или  поспешно
произносит слова прощения, тем самым усиливая иллюзию своего выигрыша.
     3.  Уайт  продолжает  наносить  дальнейший  ущерб  Блэку.  Он  как  бы
ненароком  разби
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 64
 <<-