|
титезис
"Растяпы". Более изощренный и менее опасный антитезис состоит в том, чтобы
отвечать: "Да, милый".
В другом варианте игры в ответ на рассказ мужа жена, вместо того чтобы
согласиться с ним, может сама рассказать что-нибудь подобного типа о муже,
тем самым как бы говоря: "Ты тоже небезупречен, дорогой".
Иногда ласкательные обращения в этой игре не произносятся, но
внимательный слушатель может их заметить. Это уже будет молчаливый вариант
игры "Дорогая".
ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
Компании людей созданы для времяпрепровождении, а времяпрепровождения
- для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти
игры. Начинается обычный, хотя и незаметный процесс взаимного выбора.
Узнают друг друга: "Гость-растяпа" и его жертва, "Большой и сильный папа" и
"Я бедняжечка" и другие.
В этом разделе приводятся четыре игры, наиболее типичные для
повседневной ситуации группового общения:
"Подумайте, какой ужас!", "Изъян", "Гость-растяпа" и "Почему бы вам
не... - Да, но".
1. "Подумайте, какой ужас!"
*Тезис*. Мы выделяем здесь четыре основные формы: три
времяпрепровождения - для родителей, для взрослых, для детей - и игру. Во
времяпрепровождениях нет развязки и выигрыша, зато возникают недостойные
чувства.
1. Времяпрепровождение. "Нынешние" представляет собой компанию
Родителей, отличающихся самодовольством, сознанием собственной правоты и
даже злонамеренным стремлением покарать всех, кто живет не по их правилам.
С социологической точки зрения такое использование своего времени типично
для определенной категории пожилых женщин, обладающих небольшим, по
независимым источником дохода. Одна из таких женщин, например, прекратила
ходить в психотерапевтическую группу после того, как ее первый ход был
встречен молчанием окружающих, а не возбужденными одобрительными
возгласами, к которым она привыкла в своем социальном кругу. Члены этой
группы, умудренные анализом игр, продемонстрировали отсутствие "чувства
локтя" по отношению к этой женщине. Особенно это было заметно, когда все
промолчали на замечание миссис Уайт "Кстати, о доверии к людям... Сейчас
никому нельзя доверять. И это неудивительно. Я являюсь домовладелицей.
Недавно заглянула в ящик стола одного из моих жильцов, и вы не поверите,
что я там обнаружила..." Она знала ответы на все острые социальные вопросы:
юношеской преступности (нынешние родители слишком снисходительны), разводов
(нынешним женам делать нечего), роста преступности (в наши дни чересчур
часто в районах для белых стали проживать иностранцы), роста цен (нынешние
бизнесмены слишком много хотят урвать). Она дала понять, что сама отнюдь не
снисходительна к своему непутевому сыну и к преступникам-жильцам.
Времяпрепровождение "Нынешние" отличается от обычных сплетен девизом:
"Неудивительно". Первый ход может в обоих случаях быть одинаковым:
"Говорят..." Когда это времяпрепровождение осуществляется не ради сплетни,
то в нем может быть направление, завершение, нередко предлагается и
"объяснение". А обычные сплетни чаще всего пересказывают в компании,
перескакивая с одного сюжета на другой, и в конце концов теряют нить.
2. "Рана" принадлежит к числу более доброжелательных Взрослых
времяпрепровождении. Девиз: "Какая жалость!", хотя его скрытые мотивы столь
же непривлекательны. Здесь непременно речь идет о болезнях, о крови, о
страшных случаях. Компания представляет собой как бы импровизированный
медицинский коллоквиум. Любой его участник вправе сделать сообщение о
каком-либо медицинском происшествии, и чем оно ужаснее, тем лучше. Все
детали жадно обсуждаются. Типичные темы: разбитое в кровь лицо, полостная
операция, трудные роды и т.п. Это времяпрепровождение отличается от обычных
сплетен тем, что каждый стремится превзойти других рассказчиков и
обнаружить большую медицинскую компетентность. Собеседники систематически
обсуждают патологическую анатомию, диагнозы, прогнозы и сравнивают
различные истории болезней В обычных сплетнях благоприятный прогноз может
приветствоваться, но в этом времяпрепровождении постоянная демонстрация
оптимистического взгляда (если только его неискренность не бросается в
глаза) может в конце концов привести к изгнанию участника, который играет
не по правилам.
3. К времяпрепровождениям для Ребенка относятся "Перекур" и "Чаепитие"
(на работе). Их девиз "Что хотят, то и делают". Это вариант для учреждения.
Вечером он может превращаться во времяпрепровождение "За стойкой бара",
состоящее в поверхностном обсуждении экономических или политических
вопросов. Здесь обычно фигурирует некий персонаж со смутными очертаниями,
держащий в своих руках все козыри, который зовется "они".
4. Игра "Подумайте, какой ужас!" достигает наиболее драматического
выражения у людей, во что бы то ни стало стремящихся прооперироваться. Их
трансакции позволяют выделить основные признаки игры. Эти люди "покупают"
докторов и активно стремятся к операции, даже несмотря на сильное
противодействие врачей. Положение хирургического больного (госпитализация и
операция)
|
|