Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Ю.А.Александровский - Пограничные психические расстройства.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-
 
тичности 
личности и о ее упомянутых вариантах с учетом принципиальной 
личностно-типологической и характерологической стабильности человека на 
протяжении всей жизни и крайне медленной динамической трансформацией, 
рассматриваемой в рамках патологического процесса (невротическое, 
патохарактерологическое развитие с их разными клиническими формами), 
представляется спорной и требующей веских доказательств, она подчеркивает 
остроту и серьезность сложившейся ситуации. Привнесенные перестройкой 
демократизация, гласность, снятие политической цензуры не смогли быть быстро 
реализованы в силу неподготовленности большей части населения к созидательной 
деятельности в новых условиях, отсутствия соответствующей политической культуры,
 а также активного противодействия длительно сохраняющихся структур 
тоталитарной власти. Утрата характерного для россиян чувства общности и 
коллективизма, массовые, индивидуальные конфликты создали огромный и 
трудноклассифицируемый конгломерат социально-психологической напряженности, на 
фоне которого у многих людей развиваются психологические (доклинические) и 
клинически оформившиеся варианты ССР.
    В групповой аналитической работе с больными выявлены не только социальная, 
но и определенная личностная дезориентация, обусловленная переменами, 
происходящими в России. Причины этого могут быть объяснены существовавшей 
социальной культурой, формировавшей у личности стандартизированные, общие для 
всех идеалы ЭГО (ego), что приводило к нивелировке индивидуальных идеалов и 
ценностей. В период разрушения старой социальной системы с ее догмами 
происходит как бы свержение «ego-идеалов». При этом официально разрушаются, 
«отменяются» старые «общественные ценности» и ориентиры, а новые отстают в 
своем формировании. Это отставание является «естественной основой» 
психологической неуверенности многих людей, мешающей быстрому преобразованию 
общества. Для подавляющего большинства населения возникают и становятся крайне 
актуальными не только социальные, но и личностные проблемы. Опорой в этот 
сложный переходный период, вероятно, могут стать индивидуальные «ego-идеалы». А.
С. Аведисова (1996) в специальном исследовании показала, что при этом важна не 
столько социально-экономическая ситуация в целом, а ее составляющие — лично 
значимые социально-политические и экономические факторы такие, например, как 
страх за будущее детей, опасность призыва в армию и направления в зону военных 
действий. Опыт показывает, что у многих людей с ССР вырабатываются определенные 
механизмы, защищающие от болезненного осознания крушений «ego-идеалов». 
Специалистами отдела пограничной психиатрии ГНЦ социальной и судебной 
психиатрии имени В.П. Сербского выявлены три основных (превалирующих) защитных 
механизма. У одной категории пациентов с ССР (как правило, старше 35 лет) 
наблюдается идеализация прошлой жизни с ее системой отношений. Это 
предопределяет «уход от решения проблем сегодняшнего дня». В другой группе 
обследованных обнаружено отрицание каких-либо жизненных ценностей и ориентиров. 
Их можно охарактеризовать как «живущих одним днем», они «пассивно дрейфуют» по 
жизни, не имея никаких целей и планов. Третий наблюдаемый защитный механизм — 
смещение, он выражается в замене реальных проблем социально-психологического 
плана на чрезмерную заботу о своем здоровье («уход в болезнь»), повышенный 
интерес к магическому объяснению происходящих событий (вера в астрологию, 
гадание, ясновидение, экстрасенсорику и т.д.).
    При других социально-стрессовых катаклизмах у жителей разных стран и 
регионов, естественно, возможны свои специфические психогенные факторы, 
приводящие к ССР, отличные от тех воздействий, которые характерны для 
«постсоциалистической России». Однако во всех случаях общая характеристика ССР 
будет определяться «вторжением» проявлений социальной ломки в жизнь огромной 
массы людей. При этом в различных регионах России, так же как и в зарубежных 
странах, особенности ССР зависят не только от конкретных причин стрессовых 
реакций, актуальных для больших групп населения, но и от субкультурального 
своеобразия, определяющего типологию наработанных веками образцов поведения и 
привычек.
    Знание национальных традиций и культуры помогает предвидеть и вовремя 
купировать «невротизацию общества» и, наоборот, их недоучет может приводить к 
непредсказуемым последствиям развития ССР. Наряду с глобальными политическими и 
экономическими проблемами значительное место в комплексе причин ССР занимает 
организация жизни, характерная для той или иной популяции людей, эмоциональное 
и рациональное начало в их деятельности. В ряде особенностей социальных 
факторов, влияющих на развитие ССР, значительное место принадлежит «мотивации 
нации» или той или иной ее части. Голландский исследователь Хофстид на основе 
изучения во второй половине 80-х годов XX столетия «социальных 
этнокультуральных особенностей» выделил четыре типа мотиваций, характерных для 
разных популяций.
    Первую группу составили североамериканцы, австралийцы, британцы и ирландцы, 
которые «мотивированы на достижение». /54- С.27/ Для них наибольшую роль играют 
деньги. Это определяет стремление к богатству, которое двигает человеком, 
заставляя рационально и по возможности точно рассчитывать свои шаги, чтобы быть 
лидером в большом и малом бизнесе. Во вторую группу входят граждане стран, 
ориентированные на «защитную мотивацию», ценящие прежде всего стабильность и 
традиции, стремящиеся создать «свой мирок», в который никто бы не вмешивался. К 
этой группе отнесены жители Австрии, Бельгии, Италии, Греции, Японии и ряда 
других стран. Третья группа отличается «социальной мотивацией». Она характерна 
для жителей Югославии, Испании, Бразилии, Чили, Израиля, Турции. Сюда же 
Хофстид относит и россиян. Особенностью жизнедеятельности в этой группе 
является «уравнительный подход», люди, хотя и настроены на улучшение качества 
жизни, но считают, что «лучше всего ничего не менять, чтобы не стало хуже». В 
четвертую группу Хофстид включает 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-