Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Ю.А.Александровский - Пограничные психические расстройства.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-
 
 группы так называемых социально-стрессовых расстройств (ССР), 
определяемой складывающейся психогенно-актуальной для большого числа людей 
социально-экономической и политической ситуацией (Александровский Ю.А., 1991). 
В течение последующих лет опыт работы по оказанию помощи лицам с психической 
дезадаптацией, возникшей в условиях социальных изменений в постсоциалистическом 
обществе, и больным с невротическими и соматическими расстройствами позволил 
дать более подробную характеристику ССР.
    Постсоциалистический период привел к ломке общественного сознания, смене 
жизненных ориентиров десятков миллионов людей, все большей независимости 
частной жизни от государства. Развивающиеся вследствие этого массовые 
проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической 
дезадаптации по существу являются следствием коллективной травмы, естественной 
«экспериментальной моделью» социальных стрессовых расстройств.34
    Аналогичные «модели» можно выявить при анализе психического здоровья 
населения в разные периоды развития не только России, но и других стран в 
критические периоды исторического развития. К сожалению, «критических периодов» 
слишком много в жизни разных поколений. Они как бы «по спирали» сопровождают 
всю историю человечества. Об этом, в частности, пишет известный немецкий 
психиатр Карл Ясперс, анализируя изменения психического состояния людей в 
Германии после ее поражения в первой мировой войне и сопоставляя их с 
«психическими явлениями» в «неспокойные времена» — после эпидемии чумы в XIV в.,
 во время Великой французской революции, а также после революции 1917 г. в 
России. Он приходит к заключению, что наблюдаемые во все эти периоды глубокие 
эмоциональные потрясения касаются популяции в целом. Они «воздействуют на людей 
совершенно иначе, чем потрясения сугубо личного свойства». В первую очередь 
наблюдается утрата ценности человеческой жизни. Это выражается в равнодушии к 
смерти, снижении осторожности в опасных ситуациях, в частности в увеличении 
числа дуэлей (XVII—XVIII вв.), готовности жертвовать жизнью «без всяких 
идеалов». Наряду с этим отмечается «неуемная жажда наслаждений и моральная 
неразборчивость».
    Достаточно детальные описания психических изменений у населения под 
влиянием макросоциальных кризисных ситуаций можно найти в ряде специальных 
публикаций, начиная со второй половины XIX в. В частности, русский психиатр Ф.Е.
 Рыбаков (1906) в докладе, сделанном на заседании Московского общества 
невропатологов и психиатров, отметил «причинную связь» между политическими 
событиями того времени (революция 1905 года) и психическими расстройствами. Он 
обратил внимание на то, что погромы, забастовки, принудительное участие в 
стачках вызывают, особенно у лиц, «пассивно участвующих в политическом 
движении», тревогу, страх, «подавленность в действиях», острый бред и другие 
расстройства. В дальнейшем у этих лиц наблюдается изменение характера. ССР 
отмечаются, вероятно, в разных странах у большого числа жителей при изменении 
укоренившегося массового сознания, образа жизни, привычных образцов поведения. 
Жизненная катастрофа в этих случаях несколько растягивается во времени, 
необходимом для осознания происходящего, что отличает такие расстройства от 
посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР — МКБ-10, F43) и острых реакций 
на стресс.35
    К основным социальным причинам возникновения ССР во многих бывших 
республиках СССР можно отнести две. Во-первых, последствия длительного 
господства тоталитарного режима, воспитавшего несколько поколений людей на 
псевдодемократических принципах, лишивших общепринятой в экономически развитых 
странах в XX столетии духовной, средовой, экологической основы организации 
жизни миллионов людей; во-вторых, развившийся экономический и политический хаос,
 безработицу, обострение межнациональных конфликтов, спровоцировавших локальные 
гражданские войны и появление миллионов беженцев, экономическое расслоение 
общества, рост гражданского неповиновения и преступности.
    Указанные причины, а главное, их затянувшийся характер обусловили распад 
привычных социальных связей, множество мелких внутриличностных и межличностных 
конфликтов. В основе этого лежат не столько социально-нравственные, сколько 
общие социально-экономические и политические проблемы. Переживания личного 
опыта в этих случаях становятся социальным фактором. Переосмысление жизненных 
целей и крушение устоявшихся идеалов и авторитетов, нередко приводящие к утрате 
«образа жизни», обнищание, затронувшее большую часть населения, неверие 
обещаниям руководства, отсутствие надежд на улучшение ситуации — все это 
породило тревожную напряженность и, по мнению некоторых авторов (Положий Б.С., 
1994, 1998, и др.), способствовало развитию «кризиса идентичности личности». 
Кризис определяется ригидностью личностных установок и стереотипов поведения в 
условиях меняющихся общественных и экономических отношений. Этим понятием Б.С. 
Положий обозначает психологический феномен, характеризующийся потерей чувства 
самого себя («собственной самости») в ответ на радикальные и стремительные 
изменения в жизни общества. При этом автор выделяет три клинических варианта. 
Первый вариант — аномический — выражается в апатии, отчужденности, социальной 
отгороженности, что обусловливает астенические, тревожные, депрессивные и 
апатогипобулические расстройства. Второй вариант — диссоциальный 
(«агрессивно-деструктивный») — характеризуется декомпенсацией преморбидных 
акцентуаций по возбудимому или неустойчивому типу. Это сопровождается 
аффективной неустойчивостью, деструктивной, направленной вовне агрессией, 
снижением толерантности к психогенным факторам, ослаблением контроля за своим 
поведением. Третий, так называемый мегифренический, вариант определяется 
развитием магического мышления со сверхценными (бредоподобными) идеями 
мистического, иррационального содержания. Хотя концепция о кризисе иде
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 225
 <<-