|
того, чтобы добиться успеха, присутствия только одного из этих свойств может
быть недостаточно. Под "самоограничением" мы понимаем готовность и способность
хотя бы на некоторое, а иногда и на достаточно длительное, время отказаться от
других целей и планов, не дать себе слишком увлечься средствами достижения цели
- как в смысле того, чтобы средства не стали самоцелью; так и в смысле
исключительной приверженности каким-то определенным средствам в ущерб другим.
Таким образом, динамическая воля может использоваться для воспитания
настойчивости, если той мало или не хватает, и наоборот, настойчивость
способствует применению техник, которые в свою воспитают силу воли. Выше мы уже
приводили пример последнего. В нем за основу берется четкое понимание человеком
преимуществ сильной воли и недостатков слабой. Если вы упорно и настойчиво
будете к этому возвращаться, динамический аспект воли вырастет.
Здесь следует повторить, что пациенты, находящиеся в депрессивном состоянии,
требуют особой осторожности со стороны терапевта, но к этому мы еще вернемся
более подробно в разделе, посвященном ограничениям и противопоказаниям.
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
То, что техники по развитию воли необходимо применять во всех тех случаях,
когда воля слишком слаба и неэффективна, очевидно и не требует объяснений. А
вот то, что эти техники обычно не применяются, действительно требует внимания!
В основе их использования лежит анализ воли, который показывает, что воля как
таковая изначально существует и функционирует во всех пациентах или испытуемых.
Поскольку, как мы видели, воля имеет несколько фаз, можно предположить (а на
практике так чаще всего и бывает), что одна из фаз оказывается развита или даже
слишком развита, а другая слишком слаба, почти незаметна. Поэтому прежде всего
необходимо установить, какая из пяти фаз воли требует особого развития!
Некоторые люди обладают быстрой и решительной волей, но лишены настойчивости
или способности добиваться чего-то во что бы то ни стало. Для других наиболее
сложной является фаза принятия решения, хотя после того, как оно принято,
остальные аспекты воли оказываются вполне адекватными и достаточно развитыми.
Именно поэтому воспитание воли требует дифференцированного подхода и понимания
того, какой из ее компонентов нуждается в специальном развитии.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Этот момент очень важен и требует особого внимания. Есть много людей с
чрезмерно развитой личной волей - обычно она направлена на самоутверждение и
подавление других людей. Мы называем эти случаи "адлеровскими", поскольку
именно Адлер замечательно описал подобный тип, хотя с нашей точки зрения, он
сильно преувеличивал его значение и уделял ему слишком большое внимание, в
каком-то смысле распространив свою интерпретацию и объяснение на все случаи
вообще. Тем не менее типичные адлеровские типы встречаются достаточно часто, и
в подобных случаях дальнейшее развитие личной воли явно противопоказано.
Кроме этих "адлеровских случаев", у некоторых пациентов встречается чрезмерное
развитие какой-то одной фазы воли. Особенно опасной является гипертрофия
динамического аспекта воли, которая может приводить к болезненным и даже
разрушительным последствиям в особенности у окружающих. Поэтому необходимо
продумать, как устранить или свести до минимума этот опасный недостаток. Для
этого существует три способа:
Первый - состоит в том, чтобы стараться поддержать равновесие, т.е., как уже
было показано выше, чтобы все фазы воли были одинаково и гармонически развиты.
Второй - и более важный - предполагает развитие в человеке других функций,
которые бы ограничивали и уравновешивали функцию воли. Здесь мы в основном
имеем в виду высшие аспекты чувств: развитие любви к людям, сострадания,
любящего понимания окружающих, этического чувства, ответственности за свое
воздействие на других. Наивысшим выражением этого является невозможность
нанесения вреда другим.
Третий и самый высший способ частично включает в себя и второй. Это пробуждение
к действию духовной воли, связанное с постижением духовного (высшего) Я.
Духовная воля ограничивает и использует личную волю человека не только самым
безвредным, но и самым конструктивным способом, освобождая ее от эксплуатации
господствующих влечений, во власти которых она часто находится. Обычно воля
является рабом одного или нескольких влечений человека. И здесь необходимо
прежде всего добиться того, чтобы личное Я дезидентифицировалось от этих
влечении, а затем, чтобы личная воля встала на службу духовной воле, или,
другими словами, духовная воля, духовное Я подчинило себе и начало использовать
личную волю.
Существует некоторая разница - которую, кстати, не всегда понимают - между
полностью пробудившейся духовной волей, с одной стороны, и подчинением личной
воли высшим чувствам - с другой. Для многих пациентов на определенном этапе
лечения последнее может стать линией наименьшего сопротивления, иными словами,
эмоциональная энергия, мотивирующая волю переходит с низшего уровня на высший,
продолжая оставаться эмоциональной мотивирующей силой хотя и ставящей перед
собой более конструктивные цели. Но задачей психосинтеза, конечно же, является
первое, т. е. установление прямого отношения с духовной волей, с Высшим Я. А
это означает воспитание конструктивной, сильной, настойчивой и мудрой воли -
одним словом, слияние того, что мы считаем одними из основных энергий человека,
- энергии воли и энергии любви; таким образом, в результате у нас в
распоряжении оказывается "любящая воля".
Использованное выше слово "слияние" можно заменить сочетанием "органическое
функционирование", ибо речь идет о функциональном слиянии, а не о настоящем
слиянии в прямом смысле этого слова. Здесь подойдет аналогия из биологии: в
организме человека нет материального слияния органов и частей тела, мы можем их
|
|