|
и мифов, которые рассказывают матери и няни маленьким детям, чтобы неудачными
примерами они не портили детей. Точно так же он отвергал театр, за исключением
нескольких высоко моральных эпических произведений, но ни в коем случае не
комедий. Вслед за театральными масками им были отвергнуты и музыкальные
инструменты, за исключением лиры и кифары для города и пастушьей свирели для
деревни. При этом он исходил из того, что только небольшой круг музыкальных
произведений пригоден для воспитания юношества и способен сформировать
социально значимые и одобряемые идеалы. Так, положительную роль играла та
музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое значение. Платон
писал о том, что детей надо учить соединять поэтические (эпические) строфы с
музыкой, так как такие упражнения заставляют души детей свыкаться с правильными
чередованиями и ладами, чтобы они становились более кроткими, чинными и
уравновешенными.
Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о
важности воспитания чувств у детей, подчеркивая необходимость умеренности и
разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он придавал и
аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми
невозможна. Поэтому он и говорил о роли искусства, прежде всего искусства
драматического, которое, вызывая соответствующие аффекты у зрителей и
слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно
обучая и детей и взрослых культуре чувств.
Аристотель доказывал, что эмоциональное подкрепление помогает ребенку
различать хорошее и плохое, оно является первым этапом в формировании понятий
добра и зла, которые уже безэмоциональны. Таким образом, чувства и произведения
искусства, которые их вызывают, по мнению Аристотеля, служат как бы ступеньками
в процессе познания, дают возможность перейти от частного к общему, формируя
основу чистого разума. Именно благодаря познавательной составляющей, имеющейся
в каждой эмоции, человек и получает удовольствие от произведений искусства, от
созерцания картин и скульптур, от спектаклей и стихов. При этом не надо бояться
показывать и дурные образцы, считал ученый, так как ребенок должен знать и о
них, и лучше пережить их в воображении, чем стремиться к ним в реальной жизни,
как часто бывает при сокрытии дурного от детей. Поэтому в отличие от Платона,
который считал необходимым жестко регламентировать чтение и прослушивание
музыки, Аристотель признавал полезность разнообразных жанров, а не только
маршей или гимнов, воодушевляющих людей на работу.
Он также говорил о необходимости совершенствования технической стороны
искусства, важности обучения с ранних лет живописи и музыке, так как считал,
что в произведениях важна не только содержательная сторона, но и4 способ их
выполнения. Именно техническая сторона связана с эмоциями, подчеркивал он, а
потому совершенное произведение легче воспринимается и глубже проникает в душу
человека.
Поэтому, особенно если мы хотим, чтобы дети лучше поняли определенное
понятие, надо его подавать в совершенном виде, в виде, например, хорошо
написанной и сыгранной пьесы, после которой появляется желание быть такими же
нравственными и добрыми, как ее герои, либо возникает негодование на них и
стремление не быть на них похожими. Искусство особенно важно для воспитания
нравственности, так как понятия о добре и зле, будучи абстрактными и чисто
разумными, могут не вызвать в ребенке желания следовать этим нормам, но,
получив определенную, положительную или отрицательную, окраску, вызовут желание
вести себя соответствующим образом.
Разным у этих ученых было и понимание творчества и его роли в
психическом развитии. Платон рассматривал творчество как собственную активность
души, проявляемую ею при актуализации дремавших в ней знаний, т.е. процесс
осознания тех смутных знаний, которые уже существовали в душе. Однако в основе
такого процесса лежит не творческое, а репродуктивное воображение, так как при
этом душа не изобретает ничего нового, а только вспоминает, репродуцирует те
знания и те связи между отдельными понятиями, которые уже существовали, хотя и
не были никем осознанны. Именно такой подход к творчеству отображен в следующих
строках: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель, вечно
носились они над землею, незримые оку». При таком понимании личность творца не
является значимой, так как художник лишь транслирует то, что в нем было
заложено, причем транслирует не только содержание, но и форму, в которой оно
задано. Поэтому-то, считал Платон, и не надо учить детей технической,
инструментальной стороне искусств, не надо стремиться к индивидуализации их
личности, так как она все равно не накладывает отпечаток ни на форму, ни на
содержание художественных произведений, созданных автором, и осознанная мысль
сама примет нужную форму, отольется в нужных словах, если художник правильно
осознает то, что уже носилось в смутных образах в его душе.
Аристотель же подчеркивал новаторский и авторский характер научного и
художественного творчества. Развитие нового знания основывается на собственной
активности человека, а потому так важно уже с раннего возраста обучать детей
творчеству, умению наблюдать и понимать людей, их переживания. Доказывая, что
отпечаток личности творца лежит на его произведениях, Аристотель не только
приводил примеры того, как разные художники по-разному трактуют одни и те же
сюжеты, но и доказывал необходимость развития самостоятельности, активности и
индивидуальности при воспитании детей, так как в противном случае из них
никогда не выйдут выдающиеся ученые и художники.
Он также, в отличие от Платона, говорил о необходимости развивать знания
о ремесле, навыки к определенной творческой деятельности с детства (например,
учить рисовать, лепить), так как дети наиболее восприимчивы к обучению и чем
|
|