Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
       К важным частям психологической системы Аристотеля относится проведенное 
им разграничение теоретического и практического разума. Принципом такого 
разграничения послужило различие между функциями мышления. Если результатом 
теоретического мышления является накопление знаний, то практическое мышление 
направлено на руководство поведением. Изучая развитие теоретического мышления, 
Аристотель исследовал генезис образования понятий у детейГОн утверждал, что у 
них сначала формируются общие понятия, а только затем единичные, например дети 
сначала говорят «отец» или «мать», подразумевая всех мужчин и женщин, а 
впоследствии дифференцируют эти понятия.
       При этом он подчеркивал, что знание как таковое не делает человека 
нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, 
потенциально наделяющей индивида задатками, из которых в дальнейшем могут 
развиваться его качества. Нравственное поведение формируется в реальных 
поступках, придающих человеку определенную чеканку. Поэтому так важно с раннего 
детства направлять поведение ребенка, формируя не только его действия, но и 
отношение к ним. Не менее важны индивидуальный, а не усредненный подход к 
обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей ребенка,
 а не только его предназначения к той или иной общественной роли, как считал 
Платон.
       Аристотель считал, что поступок всегда сопряжен с аффектом, причем 
каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Когда она 
является избыточной либо недостаточной, люди поступают дурно. Соотнося 
мотивацию с нравственной оценкой поступка, Аристотель писал: «Всякий в 
состоянии гневаться, и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не 
всякий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради 
чего и как следует». Например, если аффект (эмоциональное состояние) и действие 
адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью, если не 
адекватны (дурные, порочные), то либо расточительством, либо скупостью. 
Правильный способ реагирования необходимо вырабатывать опытом, изучением других 
и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в себе воспитывает, 
вырабатывает благодаря собственным поступкам.
       Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и 
необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического 
развития ребенка. В качестве основы он предложил периодизацию, основой которой 
явилась выделенная им структура души. Он разделил детство на три периода: до -7 
лет от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть 
разработана определенная система воспитания, соответствующая основным 
закономерностям данного возрастного периода. Таким образом, можно сказать, что 
он разработал первую в истории науки педагогическую периодизацию. Например, 
говоря о дошкольном возрасте, Аристотель подчеркивал, что в этот период 
важнейшее место занимает формирование растительной души, поэтому для маленьких 
детей большое значение имеет режим дня, правильное питание, гигиена. В то же 
время для школьников необходимо развивать и другие свойства души, в частности 
движения (при помощи гимнастических упражнений), ощущения, память, стремления, 
причем нравственное воспитание должно основываться на упражнении в нравственных 
поступках.
       Разница в понимании психики, ее функций и структуры приводила Платона и 
Аристотеля и к разнице во взглядах на психическое развитие и воспитание детей.
       Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только 
абсолютно правильное и совершенное поведение, а любые отклонения от правила, 
даже с самыми лучшими целями, уже являются проступком. В то же время Аристотель,
 ив этом его колоссальная заслуга именно для формирования основ морального 
развития детей, подчеркивал значение самого стремления к нравственному 
поведению. Таким образом, он не перечеркивал, а поощрял попытки, пусть и 
неудачные, ребенка «быть хорошим», давал ему дополнительную мотивацию к 
подобным поступкам.
       Большое значение в нравственном, этическом развитии Аристотель придавал 
упражнению, привычке. При этом не менее важным является, и учет природных 
данных детей, их наклонностей. Добродетели не даются нам от природы и не 
возникают помимо природы, но мы от природы имеем возможность приобрести их, 
путем же привычек приобретаем их в совершенстве. Вообще все, что мы имеем от 
природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии 
преобразуем их в действительность. Такое внимание к привычкам, формирующимся в 
первые годы жизни, было связано и с тем, что Аристотель, в отличие от Платона, 
считал привычное поведение таким же волевым, как и сознательно регулируемое, 
мотивируя подобный подход тем, что привычки, так же как и образцы для 
подражания, человек сознательно выбирает и потому может отвечать за свое 
Поведение.
       Позиции Платона и Аристотеля не совпадали и по вопросу о роли эмоций в 
этическом развитии и о месте искусства в учебных заведениях.
       Платон считал, что в идеальном государстве дети должны воспитываться в 
общественных учебных заведениях, а не родителями, которые развивают не столько 
разум, сколько чувства и тем самым портят детей. Аристотель также отмечал 
необходимость раннего образования детей, ориентированного на их разум, а не на 
чувства, однако считал, что общественное воспитание не может в полной мере 
заменить семейное и должно сочетаться с ним.
       Огромную роль в этическом развитии человека, с точки зрения Аристотеля, 
играло и искусство, в то время как Платон, хотя и признавал влияние искусства 
на эмоциональную сферу человека, фактически исключал его почти полностью из 
жизни идеального государства. Он даже считал необходимым провести отбор сказок 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-