|
раньше их начинают учить, тем искусней они становятся.
На основе теоретических положений психологических концепций выдающихся
ученых в Древней Греции разрабатывались основные технологии обучения и
воспитания детей. В школах детей не заставляли зубрить материал, хотя и
обращали большое внимание на развитие памяти как основы накопления знаний.
Главное внимание, как и советовал Сократ, уделялось непосредственному контакту
между учителями и учениками, поэтому уроки фактически представляли собой беседы
и рассуждения, обмен мнениями между ними. Среди произведений, которые читали
ученики и знакомство с которыми считалось обязательным для каждого
образованного человека, преимущество отдавалось басням Эзопа. Так, один из
героев пьесы Аристофана «Птицы», желая обидеть своего собеседника, говорит:
«Невежествен ты, не читал сочинений Эзопа». Знания подавались в строгой,
отчеканенной словесной форме, так что дети полностью верили в могущество слова,
в возможность при его помощи справляться со всеми препятствиями в жизни.
Это было связано не только с преимущественно вербальным способом
преподавания, но и с особым отношением к слову, которое было характерно для
ученых Древней Греции. Еще Сократ писал о том, что знания зафиксированы в
словах (общих понятиях) и таким образом передаются от поколения к поколению.
Еще большее значение придавал слову Платон, который отождествлял общие понятия
с идеей, или душой, вещи. Он также заложил основы такого подхода к пониманию
способностей, при котором главными из них являлись способности к мышлению и
ораторскому искусству.
Однако наибольшее значение слову придавалось в школе стоиков. Они
отождествляли слово с законом, которому подчиняется и природа, и человек, и
космос. Сравнивая слово с «огненным пламенем», которое единственно и может
успокоить человека в его житейских невзгодах, стоики считали, что оно
существует независимо от реального предмета и представляет собой не только его
название, но и суть. О таком отношении писал Гумилев: «В оный день, когда над
миром новым Бог склонял лицо свое, тогда солнце останавливали словом, словом
разрушали города». Поэтому, несмотря на попытки Аристотеля ввести новые формы
обучения, его преимущественно вербальный характер оставался неизменным не
только в Древней Греции, но и в Риме.
Вкус к хорошей форме, который с детства прививали детям, позволял слову,
поданному в хорошей, поэтической форме, приобретать как бы дополнительные
значение и силу. Так, форму торжественного гекзаметра нередко использовали для
юридических постановлений, моральных поучений, философских произведений. Такую
же роль играла музыка, которая придавала словам дополнительный лад, новое
значение.
Таким образом, в работах ученых того времени впервые были сформулированы
многие проблемы психического развития детей, прежде всего вопросы, связанные с
развитием интеллекта, творческой деятельности! а также с изучением роли
индивидуальных качеств и способностей в становлении поведения, формировании
активной, но социально адаптированной личности ребенка. Так, в этот период в
возрастной психологии исследовались проблемы генезиса понятий, условий,
способствующих правильной социализации детей, факторов, влияющих на психическое
развитие. Тогда же впервые появилась и идея о гармоническом развитии человека,
которое понималось как развитие знаний, творческих способностей, укрепление
тела.
Подход к психическому развитию детей в период эллинизма
Исследования закономерностей психического развития продолжались и в
новый период развития греческого общества, так называемый период эллинизма,
который связан с распространением греческой науки и культуры по всему миру
после походов Александра Македонского. Это привело к более тесным связям с
восточной культурой и расцвету не только точных наук, но и театра, поэзии.
Внимание к человеку, к его личности, причине его свободных поступков, мотивации
его поведения, его физической организации привел к тому, что интерес ученых
сместился от исследования законов развития природы и космоса к изучению
факторов, влияющих на становление психической сферы. При этом новые
исследования возрастных особенностей основывались на достижениях выдающихся
психологов классицизма.
В римских школах сохранялись традиционные подходы к воспитанию и
обучению детей. Особое внимание римские, как и греческие, педагоги и психологи
обращали на развитие у детей памяти, которую со времен Платона считали одним из
главных психических процессов, основу накопления знаний. Большое значение
придавалось и исследованиям способностей детей. Известный римский ученый
Квинтилиан, связывая одаренность с ораторскими способностями, к основному
признаку умственных способностей относил память, которая проявляется в двух
свойствах – быстрой и легкой восприимчивости и долгом удержании приобретенного.
Другим признаком умственных способностей является раннее развитие в ребенке
стремления к подражанию, в котором обнаруживаются острота и переимчивость. При
этом быстрота переработки информации, гибкость мышления, так же как и
креативность, способность к творчеству, которая сейчас признана одной из
ведущих характеристик одаренных детей, не считались признаками одаренности. Это
говорит о том, что Квинти-лиан, так же как впоследствии Гельвеции, оценивал
способности не с точки зрения скорости или легкости обучаемости, понимания
нового материала, но по уровню выполнения задания, интересу и серьезности,
проявляемым в процессе работы, что свойственно больше настойчивым и
внимательным, чем импульсивным и творческим детям.
Такой подход во многом был связан не только со значительным местом,
|
|