Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
развитии возрастной психологии. Аристотель родился в Македонии, на севере 
Греции, в семье известного врача при дворе правителя Македонии Филиппа. Его 
семья была семьей потомственных медиков,1 а потому и Аристотель с детства 
предназначался для этой профессии. Однако, получив медицинское образование, он 
отправился в Афины изучать философию, поступив для этого в школу Платона. 
Вернувшись в Македонию, он стал наставником сына Филиппа, Александра, будущего 
известного полководца Александра Македонского. Уроки Аристотеля его ученик 
всегда вспоминал с благодарностью, присылая ему из всех походов редкие 
манускрипты, книги, гербарии. I После того как Александр вырос, Аристотель 
возвратился в Афины и открыл там свою школу, которая получила название Лицей. 
Собственную концепцию, в отличие от своего учителя Платона, он основывал не 
столько на математике, сколько на естественнонаучных данных, а потому она 
впервые стала теорией развития в полном смысле этого слова.
       Говоря о том, что душа есть форма осуществления способного к жизни тела, 
Аристотель подчеркивал, что тело от души отделить нельзя.,. Тем самым 
отвергались различные версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с 
внешним для нее материальным телом и т.п. Не сама по себе душа, но тело 
благодаря ей учится, размышляет и действует. Первичный уровень этих отношений 
представлен в процессах питания («растительная душа») как ассимиляция живым 
телом необходимых для его существования материальных веществ.
       Душа обладает различными способностями как ступенями ее 
развитияГрастительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). 
Рассматривая способности души, Аристотель акцентировал внимание на чувственных 
впечатлениях, т.е. на способности ощущать, которую он трактовал как особое 
уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь в отличие от питания, 
усваивается не материал, а форма объекта. Рассматривая генезис мышления, 
Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни 
тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное 
от тела и не смешиваемое с ним. Иерархия уровней познавательной Деятельности 
завершалась «верховным разумом» (Нусом), который не смешивается ни с чем 
телесным и внешним.
       Он говорил о том, что анализ внешних впечатлений, данных в ощущениях, 
может привести к абсолютно новому знанию, аналогов которому нет ни в душе 
человека, ни во всеобщем разуме – Нусе, являющемся хранилищем всех знаний в 
разумной части души. После смерти человека разумная часть его души не умирает, 
но соединяется с Нусом, пополняя его содержание. Разумная часть души, 
получаемая каждым ребенком при рождении, хранит в себе те знания, которые 
имелись во всеобщем разуме на момент его рождения. Однако содержание Нуса не 
является вечным и неизменным, как содержание души у Платона, так как открытия, 
совершенные отдельными людьми, входят во всеобщий разум, обогащая его, а потому 
каждое новое поколение людей получает новое, обогащенное содержание души. 
Поэтому интуитивное мышление, как и у Платона, у Аристотеля сводится к 
актуализации тех знаний, которые уже имеются в разумной части души, а 
творческое мышление основывается на собственном опыте, переработанном человеком.

       Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму 
вещей, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». В 
таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал 
большое значение особому центральному органу, названному «общим чувствилищем». 
Этим центром познаются общие для всех ощущений качества – движение, величина, 
фигура и т.п. Благодаря ему становится возможным также различение субъектом 
модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.).
       Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов «фантазии» 
(под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по 
законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг 
за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. 
Эти открытые Аристотелем законы стали основой направления, которое впоследствии 
назвали ассоциативной психологией.
       Данные, полученные при исследовании психического развития, Аристотель 
использовал и для разработки методов воспитания и обучения детей. Он считал, 
что ассоциации связаны с чувствами удовольствия и неудовольствия, а потому их 
можно использовать при формировании социально одобряемых форм поведения. Особое 
внимание он обращал на развитие интеллекта, подчеркивая, что в этом процессе 
значительную роль играет не только мышление, но и другие психические процессы, 
прежде всего восприятие. Поэтому ученый критиковал преимущественно вербальный 
способ обучения, практиковавшийся в школах Древней Греции (беседы, чтение и 
заучивание текстов), и доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и 
исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное 
в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия.
       Важнейшим нововведением Аристотеля было понятие о функциях души. Он 
предположил, что душа обладает частями, локализованными в разных органах. 
Аристотель придерживался системного подхода, так как рассматривал живое тело и 
его функции как целесообразно действующую систему. Важным вкладом в науку стало 
также утверждение идей развития, так как он учил, что способность высшего 
уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Он соотносил 
развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. При этом в 
отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое 
существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В 
этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии 
биогенетическим законом.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-