|
изучения мышления и речи в XX в.
Не меньшее значение для детской психологии имел и тот факт, что в основе
системы обучения Платона лежал принцип передачи знаний путем образования
понятий. Проанализировав процесс актуализации знаний, Платон впервые пришел к
исследованию генезиса понятий, попытался установить основные этапы их
формирования. С этого времени в психологии исследовалось главным образом
развитие вербального мышления, которое до начала XX в. считалось основным видом
мышления. Тогда же появилось положение о том, что именно понятия являются
главным продуктом мышленияЛТак, Платон писал, что «истинность мышления есть
только там, где есть понятие, как его принцип и начало познания». Поэтому
исследование мышления, этапов его развития, так же как изучение способов
развития и коррекции мышления, вращалось вокруг этапов формирования понятий.
Отголоски этого подхода видны и в исследованиях Выготского и Пиаже, которые
важнейшее место в своих теориях отводили изучению продуктов и процесса
формирования понятий.
В то же время Платон доказывал, что развернутый во времени и осознанный
процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний о вещи, так
как опирается на исследование окружающих предметов, т.е. копий настоящих знаний
о предметах. Описывая процесс познания, Платон приводил в пример людей,
замурованных в пещере, которые по теням и отблескам внешнего мира, проникающим
в пещеру, стараются составить суждение об этом мире. Так и человек по одним
копиям предметов хочет понять их настоящую суть и обречен в таких попытках на
неудачу. Однако такая возможность проникнуть в истинную суть вещей у человека
существует и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину
души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком,
и этот мгновенный процесс в какой-то степени похож на «инсайт», который позднее
описала гештальтпсихология. Тем не менее, несмотря на процессуальную схожесть
интуитивного мышления с «инсайтом», они совершенно различны по содержанию, так
как озарение Платона не связано с открытием нового, но лишь с осознанием
старого, того, что уже хранилось в душе. Так как душа постоянна и человек не
может ее изменить, содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже
неизменно и открытия, совершаемые человеком, по сути не являются открытиями
чего-то нового, а представляют собой лишь осознание того, что уже хранилось в
душе, хотя и не осознавалось человеком. Таким образом, процесс формирования
любого нового знания Платон понимал как припоминание того, что душа знала в
своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление,
которое он считал главным когнитивным процессом, по сути сводилось Платоном к
мышлению репродуктивному, а не творческому.
Говоря о психическом развитии детей, Платон подчеркивал, что обучение
учит их не только правильно мыслить, но и совершать правильные поступки, так
как именно разум, мышление должны руководить поведением человека. С этой целью
он считал необходимым уже в детском возрасте прививать привычку действовать под
влиянием разума, а не чувств. Платон писал о том, что в практической
деятельности человек"а*успех его поступков всецело зависит от сознания того,
что это за поступок, каков его смысл, без этого невозможно ни жить, ни
действовать. Именно поэтому, как уже упоминалось выше, такое внимание
наставники уделяли развитию произвольности поведения детей и умению осознавать
свои состояния и причину своих поступков. Знание также гарантирует от ошибок,
заблуждений, связанных с «неразличением» хорошего и плохого, так как только тот,
кто приобрел знание, осуществляемое в понятиях, гарантирован от того, чтобы
вещи, различные по существу, в силу их случайных свойств и второстепенных
сходств считать тождественными. Особенно важным это правило считалось при
формировании поведения детей, так как необходимость сознательного выполнения
общественных норм и правил поведения представлялась одним из важных критериев
уровня их социализированности.
Не менее важным для Платона был и вопрос об исследовании индивидуальных
склонностей и способностей детей, особенно с точки зрения их профессиональной
пригодности и будущего социального статуса. Требования к профессиональной
идентификации, так же как и к формированию понятийного мышления и произвольной
и сознательной регуляции поведения, являлись одним из главных положений теории
коллективного воспитания Платона, основы которой он подробно изложил в своем
диалоге «О государстве»._ Он писал о необходимости профессионального отбора и
тестирования детей, поскольку уже в детстве можно оценить не только
интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка, и воспитывать его согласно
его будущему предназначению. Для этого необходимо изучать особенности души
каждого ребенка, выявляя качества, присущие мудрецу, воину или ремесленнику.
Кроме наблюдения за поведением и склонностями детей в процессе обучения, при
такой диагностике Платон считал необходимым основываться и на осознанных
предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои
склонности и способности.,Адекватная самооценка своих способностей к
определенному виду деятельности, по мнению Платона, – одно из важнейших качеств
взрослого разумного человека. Но приучать к осознанию себя и формировать
адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание
различных видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей,
связанных с определенной профессией, и помогая им осознать наличие у них этих
способностей.
Идеи Платона о психике, ее функциях и этапах развития были переосмыслены
в концепции Аристотеля.
Известный греческий ученый Аристотель был одним из самых выдающихся
ученых Греции. Он заложил основы многих наук, оставив заметный след и в
|
|