|
выдающиеся психологи, как Платон и Аристотель
Платон родился в знатной афинской семье, его разносторонние способности
стали проявляться очень рано и послужили основанием для большого числа легенд,
самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение,
делая его сыном Аполлона Его настоящее имя было Аристокл, но еще в юности он
получил новое имя – Платон (широкоплечий) j Оно было ему дано в связи с его
фигурой, получившей определенные очертания благодаря занятиям гимнастикой,
которой он увлекался в ранние годы Платон обладал несомненным поэтическим даром,
его философские произведения написаны хорошим литературным языком, в них много
художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями его
учителя Сократа отдалили Платона от первоначального намерения посвятить свою
жизнь поэзии. Верность философии и своему наставнику Платон пронес через всю
жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покинул Афины, дав клятву
никогда больше не вступать в этот город, который осудил на смерть выдающегося
ученого.
Его путешествия длились около 10 лет. Сицилийский тиран Дионисий,
который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве идеального
государства, разочаровался в знаниях и в самом философе, испугался его растущей
популярности и приказал своим придворным изгнать Платона с острова и продать в
рабство. Его друзья, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но
Платон к этому времени был уже выкуплен. Тогда собранные деньги были вручены
Платону, и он купил участок земли на северо-западной окраине Афин и основал там
свою школу, которую назвал Академией. В преклонные годы он сделал вторую
попытку участия в государственных делах, попытавшись создать идеальное
государство уже совместно с сыном Дионисия, Дионисием-младшим, однако и эта
попытка была обречена на неудачу. Разочарование в окружающем обществе омрачило
последние годы жизни Платона, хотя Ьн был окружен многочисленными учениками и
последователями, среди которых был выдающийся ученый Аристотель.
При построении своей теории Платон опирался не только на идеи Сократа,
но и на математику, которую он считал основой всех наук. Над воротами Академии
Платона было написано: «Не знающий геометрии да не войдет сюда». Исследуя
психическое развитие, Платон пришел к выводу, что существует идеальный мир, в
котором расположены души, или идеи вещей, т.е. те совершенные образцы, которые
становятся прообразами реальных предметов. Совершенство образцов недосягаемо
для этих предметов, но заставляет их стремиться к сходству, соответствовать им.
Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи.
Так как понятие неизменно, идея, или, душа, с точки зрения Платона,
постоянна, неизменна и бессмертна* Не менее важной для Платона была и связь
души с этикой, так как он считал, что душа человека является хранительницей его
нравственности. Платон полагал, что душаостоитз трех частей – вожделеющей,
страстной и разумной. Он ввел этический критерий: делил душу на части, так как
вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может
сделать поведение нравственным JB своих диалогах Платон уподоблял душу
колеснице, запряженной двумя конями, верный конь (вожделеющая душа) не слушает
приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть
колесницу, сбросить ее в пропасть. Белый *конь, благородный (страстная душа),
хотя и старается идти своей дорогой, но также не всегда слушается возницу и
нуждается в постоянном присмотре. И, наконец, разумную часть души он
отождествлял с возницей, который ищет правильный путь и направляет по нему
колесницу, управляя движением коней. При описании души Платон придерживался
четких, черно-белых критериев, доказывал, что есть плохие и хорошие части души,
причем разумную часть он относил однозначно к хорошей, в то время как
вожделеющую и страстную – к плохим, более низким частям. Таким образом, Платон
впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную
структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих
мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной частями души, "которые не всегда
возможно примирить при помощи разума Эта идея Платона о внутреннем конфликте
души стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе.
Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и
мышлении, причем он стал первым ученым, заговорившим о памяти как о
самостоятельном психическом процессе. Он дал ей определение – «отпечаток
перстня на воске» – и считает ее одним из основных этапбб "впроцессе познания
окружающего Начиная с этого времени развитие памяти становится одним из
важнейших моментов в процессе обучения как в греческих, так и впоследствии в
римских школах. Важная роль памяти связана и с тем, что сам процесс познания у
Платона, как и у Сократа, ассоциировался с припоминанием; таким образом, память
представляется хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в
данный момент. Идея Платона о знании как припоминании давала возможность
соотнести взаимоотношения чувственного и рационального в душе человека. Это
положение Платон наиболее полно развернул в диалоге «Менон», в котором, показав,
как знание математики актуализируется в душе мальчика-раба, доказывал, что это
знание всегда в нем было, но только под влиянием беседы актуализировалось в
осознанное понятие.
Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще
Сократ. Платон развил идеи Сократа, доказав, что мышление есть диалог души с
собой, т.е. по сути мышление он отождествлял с внутренней речью Соединив эти
психические процессы между собой, Платон фактически впервые поставил вопрос о
сходстве и различии процессов, их развитии и их генетических корнях. Именно эти
вопросы со временем стали центральными для детской психологии, обогатились
новыми аспектами на протяжении веков, особенно с начала экспериментального
|
|