|
об окружающем мире и о себе, Сократ пришел к выводу о том, что в основе этого
процесса лежит развитие того, что заложено в душе ребенка. То есть он доказал,
что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание врожденных
способностей.
Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует
абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек может познать в своем
размышлении о природе вещей и передать другим. Доказывая, что такое абсолютное
знание не только существует, но и может передаваться одним человеком другому,
[Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина
зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения
к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом.
Позднее это положение развил его ученик Платон, отождествивший мышление и
внутреннюю речь.
Однако абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом
виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к
нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства
можно только развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем
развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.
Фактически речь идет о том, что бессознательное знание, которое до определенной
поры дремало в душе ребенка, необходимо сделать осознанным, а потому активно и
сознательно управляющим поведением.
Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней
потребности в этом знании или внешнего побуждения Таким внешним побуждением
может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение. Поэтому Сократ одним
из первых психологов поднял вопрос о необходимости разработки метода, при
помощи которого можно помочь актуализации знаний, заложенных в душе ребенка. Он
считал, что такой метод основывается на диалоге учителя и ученика, при котором
учитель направляет течение мысли ребенка, помогая ему осознать необходимые для
решения конкретной проблемы знания. Это и был знаменитый метод сократической
беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом метод «наводящих размышлений»,
при помощи которых детей подводили к определенному знанию.
Сократ никогда не предъявлял знание собеседнику в конечной форме, считая,
как уже говорилось выше, что готовое знание невозможно сделать достоянием
сознания другого человека и что самое главное – привести его к самостоятельному
открытию истины.1 Помочь ему в этом процессе должны наводящие вопросы, которыми
Сократ постепенно и приводил своих слушателей к нужным выводам. Вводя понятие
гипотезы, он в беседе показывал, что неправильное допущение приводит к
противоречиям и, следовательно, к необходимости выдвинуть другую гипотезу,
приводящую к истине. Главное открытие, к которому подводил Сократ своих
собеседников, заключалось в том, что всеобщее, абсолютное находится в уме и
только из него должно выводиться. Фактически это было первой попыткой
разработать технологию проблемного обучения, так как перед учеником ставили
определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать
данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой
вопросов, помогающих выстроить алгоритм решения данной проблемы.
Таким образом, уже первые исследования психического развития приводили
мыслителей Древней Греции к идее о необходимости применения полученных знаний о
законах психической жизни к процессу обучения и воспитания детей. Необходимо
отметить, что в основе греческой, а позднее и римской систем воспитания лежало
понятие «калокагатии» (совокупности добродетелей), т.е. гармонического развития
тела и души. Калокагатия понималась и как «красота», причем имелась в виду и
красота тела, и красота речи, и определенная самостоятельность в проявлении
мысли. Так, Сократ подчеркивал, что он не дает готовые знания своим ученикам,
но помогает им самим прийти к правильной идее, является, как он говорил,
«акушером мысли».
Формируя у учеников основы нравственного поведения, отвечающего основным
законам калокагатии, особое внимание обращали на произвольность, на умение
детей самостоятельно действовать, а не послушно следовать за волей взрослых
Поэтому [большое значение придавалось развитию у детей способности к
самоанализу, их с раннего возраста приучали осознавать и различать свои
состояния и желания.
При этом в основе правильного, желательного поведения лежало умение
детей не только понимать свой внутренний мир, свое состояние, но и владеть,
управлять своими желаниями. Ребят приучали подчинять воле такие сильные желания,
как голод, жажда, половое возбуждение А в Спарте, воспитание в которой
отличалось особой строгостью, подростки проходили особый обряд – «сечение» Он
совершался в конце первого периода общественного воспитания (в 14 лет) и
назывался агон Обряд публичного сечания у алтаря Артемиды был своеобразным
состязанием в терпении и выносливости, которые считались одними из важнейших
добродетелей спартанского общества. В некоторой степени этот обряд можно
считать своеобразной заменой обряда инициации, свойственного традиционным
обществам Прошедших это испытание считали настоящими мужчинами, хотя реальные
права взрослого они получали спустя значительное время.
В развитии произвольности большое внимание уделялось физическим
упражнениям, гимнастике, которая была обязательным предметом во всех школах (
Их целью было приучить ребенка владеть своим телом, развить у него
произвольность движения, следствием которой является, по мнению ученых,
моральная произвольность, умение самостоятельно решать нравственные проблемы.
На факторы, обеспечивающие гармоническое развитие детей, прежде всего
развитие их интеллекта и нравственности, большое внимание обращали и такие
|
|