Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
размышления мы приходим к выводу о их существовании.
       Невозможность понять до конца окружающую действительность, по Демокриту, 
относится и к законам, которые управляют миром и судьбой человека.Демокрит 
утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по «заранее заданной 
причине». Он писал о том, что люди придумали идею случая, чтобы прикрыть свое 
незнание и неумение управлять. Но на самом деле случайностей нет, все причинно 
обусловлено. Этот подход носит название всеобщего детерминизма] а признание 
необходимости всех совершающихся в мире событий рождает фаталистическую 
тенденцию в понимании человеческой жизни, отрицает свободу воли человека. 
Критики Демокрита, анализируя эти взгляды, подчеркивали, что при таком 
понимании невозможно не только управлять собственным поведением, но и оценивать 
поступки людей, так как они зависят не от их нравственных принципов, но от 
судьбы. Особенно, негативно оценивались эти взгляды Демокрита с точки зрения 
развития нравственности и формирования поведения детей, так как, если все 
заранее обусловлено, невозможно влиять на поведение ребенка, невозможно 
направлять его психическое развитие в сторону, не предусмотренную в его судьбе, 
хотя сам Демокрит стремился совместить фаталистический подход к судьбе с 
активностью человека при выборе нравственных критериев поведения.
       О нравственном развитии как основе всего психического развития детей 
говорили практически все ведущие ученые этого периода, уделяя существенное 
внимание правильному воспитанию, которое имело, с их точки зрения, большее 
значение, чем природные качества. Такой же точки зрения придерживался и 
Демократ.
       Он писал о том, что моральные принципы не даются человеку от рождения, 
но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря 
упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно дать человеку 
три дара: "хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.! Он также "писал о 
том, что дети, которые выросли в невежестве, подобны танцующим между мечами, 
поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то 
единственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, 
уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит 
оценивал воспитание как очень трудное дело; поэтому сознательно отказался от 
брака и не желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много 
неприятностей и при этом в случае удачи последняя приобретается ценою большого 
труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с одним другим.
       Хотя Демокрит и придавал нравственному формированию большое значение, 
ведущую роль этического развития в общем психическом развитии человека выделил 
Сократ. Г лившая „цель воспитания, по Сократу, – личное самосовершенствование 
человека, в образовании которого он выделял две, ступени –изучение этики и 
изучение специальных практических жизненных вопросов. Этот подход к воспитанию 
вытекал из основных положений психологической концепции Сократа.
       Сократ родился в столице Греции –Афинах. Получив обычное для того 
времени начальное образование, он стал воином, участвовал в нескольких битвах и 
показал себя храбрым и выносливым солдатом. По возвращении на родину он 
принимал активное участие в культурной и политической жизни Афин, где в тот 
период наиболее распространенной философской школой была школа софистов, с 
представителями которой полемизировал Сократ.
       Сократ также считал своим долгом принимать активное участие в 
общественной жизни Афин, при этом он далеко не всегда соглашался с мнением 
большинства в народном собрании и в суде присяжных, что требовало немалого 
мужества, особенно в период правления «тридцати тиранов». Свои расхождения с 
большинством Сократ считал результатом того, что он всегда стремился к 
соблюдению законов и справедливости, о которых часто не заботится большинство 
людей. В 399 г. до н.э. его обвинили в том, что «он не чтит богов и развращает 
юношество», и приговорили к смерти 361 голосами из 500. Он мужественно принял 
приговор, выпив яд, хотя многие его ученики стремились спасти учителя, устроив 
ему побег из Афин. Поведение Сократа на процессе, так же как и его смерть, 
способствовали широкому распространению его взглядов, так как доказывали, что 
жизнь Сократа неотделима от его теоретических этических воззрений.
       Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только устное общение 
в живой беседе приводит к нужному результату – воспитанию личности. О его 
взглядах нам известно из трех основных источников – комедий Аристофана, 
воспоминаний Ксе-нофонта и сочинений Платона. Все авторы подчеркивают, что 
именно Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику 
нравственности человека, а не как к источнику активности тела, как это было 
принято до него в теориях Гераклита и Демокрита. Сократ говорил о том, что душа 
– это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, 
действующему согласно нравственным идеалам.
       Сократ связывал нравственность с поведением человека, говоря о том, что 
это благо, реализуемое в поступках людей. Однако для того, чтобы оценить тот 
или иной поступок как нравственный, надо предварительно знать, что такое благо. 
Поэтому Сократ был вынужден связать нравственность с разумом, подчеркивая, что 
добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. 
Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности и 
поступает соответственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучать детей 
добру, показывать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их 
поведение.
       Ознавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого 
себя. Поэтому так важно раннее обучение детей, особенно таким знаниям, как 
добро и зло. Проанализировав развитие психики детей, формирование у них знаний 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-