|
непосредственная связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость
от сознания минимальна, – рефлексам, инстинктам, навыкам. При этом рефлексу он
противопоставил спонтанное действие, ставшее одной из главных категорий его
психологии.
Категория эта сложилась под влиянием механистического взгляда на
детерминизм: спонтанными считались акты, для возникновения которых прямых
физических причин недостаточно. Принципом спонтанной деятельности Бэн объяснял
возникновение навыка. Исходным для него служат беспорядочно повторяющиеся
случайные движения, из которых отбираются и закрепляются путем повторения те,
что привели к успеху.
Большое внимание Бэн обращал и на факторы, которые определяют переход от
инстинктивного поведения к поведению волевому, руководимому человеческим
разумом. Проводя аналогию между положениями эволюционной теории Дарвина и
психологическими понятиями, Бэн доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь,
отбирает наиболее продуктивные виды, так и человек осуществляет переход от
неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, но
постепенно, пробуя, ошибаясь и отбирая в процессе этих проб и ошибок наиболее
продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы
окружающего мира.
Мы встречаемся здесь со знаменитой моделью «проб и ошибок», которая в
дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного
исследования поведения. Сочетание спонтанности (источник поведения – внутри
организма) с механицизмом (отбор полезного идет путем слепого поиска) – вот
наиболее характерные черты этой модели, перешедшей впоследствии от Бэна к
Торндайку.
Идеи Бэна о необходимости связать психологию с теорией эволюции Дарвина
получили дальнейшее развитие в работах Герберта Спенсера. Английский философ и
психолог Г. Спенсер был одним из основателей философии позитивизма, в русле
которого, по его мнению, должна развиваться и психология. Его стремление
сделать психологию объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее
развитии. Основой такой позитивной психологии Спенсер сделал теорию эволюции.
Таким образом, в его теории переплелись влияния позитивизма, эволюционного
подхода и ассоцианизма, который он и переработал, исходя из Своих стремлений к
построению новой психологии.
Спенсер отмечал, что психология изучает соотношение внешних форм с
внутренними, ассоциации между ними. Таким обра-Ьом, он расширил предмет
психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.
е. ассоциации в поле сознания, но и изучение связи сознания с внешним миром.
Спенсер писал о том, что существует объективная психология, изучающая строение
мозга, и субъективная психология, изучающая состояния души. Исследуя различные
состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в
развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Так, и
внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что давало
возможность выработать объективные методы исследования, невозможные при
сведении психики только к внутренним состояниям души.
Исследуя роль психики в эволюции человека, в своей обобщающей книге по
психологии «Основы психологии» (1870-1872) Спенсер утверждал, что психика
является механизмом адаптации к среде, т.е. она возникает закономерно на
определенном этапе эволюции в тот момент, когда условия жизни живых существ
усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения
невозможно. Большое значение имел тот факт, что Спенсер выделил этапы развития
психики исходя из того, что психика человека есть высшая ступень психического
развития, которая появилась не сразу, но постепенно, в процессе усложнения
условий жизни и деятельности живых существ. Исходная форма психической жизни –
ощущение – развилась из раздражимости, которая представляет собой, по его
мнению, основное свойство допсихической жизни. Затем из простейших ощущений
появились многообразные формы психики. Все они служат своеобразными
инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде:
сознание поведение
ощущение рефлекс
чувства инстинкт
память навык
разум волевое поведение
Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал, что главное значение
разума в том, что он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам
психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к
среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптации стала
ведущей для психологии в начале нашего века.
Спенсер также говорил о том, что психическое развитие ребенка должно
рассматриваться с точки зрения принципов дифференциации и интеграции, и
показывал, как из отдельных психических качеств, которые даны ребенку от
рождения, формируется психика взрослого человека. Впоследствии этот подход был
реализован в теории Селли.
Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на
социальную жизнь, создав органическую теорию общества. Он говорил о том, что
человеку необходимо приспосабливаться не только к природе, но и к социальному
окружению, поэтому егопсихика развивается в процессе развития человеческого
общества. Он одним из первых психологов сравнил психологию-дикаря и
современного человека и сделал вывод о том, что у современного человека по
сравнению с дикарем более развито мышление, в то время как у первобытных людей
|
|