Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
науки, так как именно в этот период появились такие объективные предпосылки ее 
формирования, как:
       требования педагогической практики;
       разработка идеи развития в биологии;
       появление экспериментальной психологии и разработка объективных Методов 
исследования. 
       Разберем подробнее каждую из них.
       Требования педагогической практики. Требования разработки объективных 
основ педагогики звучали давно еще в начале века о необходимости учета 
психологических данных при формировании методов обучения дошкольников писал 
Фребель, а в нашей стране о важности связи между педагогикой и психологией 
говорил К.Д. Ушинский. В своей работе «Человек как предмет воспитания» (1867) 
он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то 
она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», т.е. для того, чтобы 
правильно воспитывать, надо понять закономерности психического развития детей, 
прежде всего нравственного. Для этого надо исследовать влияние на детей таких 
созданных народом форм культуры, как язык, религия, право и искусство, которые 
Ушинский называл образующими психики человека. Говоря о психическом развитии, 
он исходил из теории Спенсера и исследовал ассоциации, лежащие в основе 
общественной деятельности детей. Поэтому, изучая формирование нравственного 
поведения детей, Ушинский отмечал значение полурефлексов, т.е. выученных 
рефлексов, привычек, которые становятся основой нравственной жизни и поведения 
человека и формируются в детстве.
       Большую роль в развитии детской психологии сыграли и работы известного 
немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта. В его теории 
соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой 
психологии – идеей апперцепции, активности души, роли бессознательного. Труды 
Гербарта «Психология, по-новому основанная на метафизике, опыте и математике» 
(1816) и «Учебник психологии» (1834) стали новым этапом не только в развитии 
ассоцианизма, но и педагогической науки. Говоря об ассоциации представлений, 
Гербарт пришел к выводу, что представления не являются пассивными элементами в 
душе человека, но обладают собственным зарядом, активностью, которая определяет 
их положение в сфере психического. Для Гербарта сохранение психологии как науки 
о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его 
понимании есть центр, в котором хранятся и перерабатываются знания и который 
является источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в 
себе различные психические процессы. Развивая теорию Лейбница о структуре души,
1Гербарт писал, что в душе можно выделить три слоя – апперцепцию, перцепцию и 
бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и 
отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного со-знания Таким 
образом, и для Гербарта область души была шире, чем .область сознания, и 
большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное.
       Огромную роль в развитии детской психологии и проникновении в нее 
математических способов обработки полученных данных играла идея Гербарта о 
динамике представлений. Он исходил из предположения, что каждое представление 
обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще 
один параметр – силу, добавляя его к уже существовавшему параметру – времени. 
Наличие двух параметров – силы и времени – давало возможность применить к 
исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал 
объективность получаемым при исследовании данным. Не меньшее значение имело 
введение этого параметра и для исследования порогов ощущений, которое 
впоследствии было предпринято Г. Фехнером.
       С точки зрения Гербарта, каждое представление стремится попасть в 
центральную область души – область сознания. Однако объем этой области, так же 
как и области апперцепции, не безграничен и поэтому попасть туда может только 
представление, обладающее достаточной интенсивностью, т.е. такой силой, которая 
может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей 
интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог 
апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания.
 Естественно, что каждое сильное представление, попадая в сознание, вытесняет 
оттуда уже имеющееся там, но более слабое представление. Отсюда Гербарт сделал 
вывод о том, что между противоположными представлениями существуют отношения 
конфликта, вытеснения. Однако существуют, подчеркивал он, и сходные 
представления, которые могут соединяться или даже сливаться в одно. В том 
случае, если в области сознания человека уже находится сходное представление, 
новому знанию не надо обладать очень высокой интенсивностью, так как оно не 
вытесняет старое, а сливается с ним и таким образом попадает в сознание. Более 
того, если в области смутного сознания или бессознательного расположены некие 
представления, к которым добавляются даже и не очень сильные, но сходные новые 
представления, сливаясь, они могут получить достаточную интенсивность для 
перехода из бессознательной части души в сознание.
       Эта концепция Гербарта, которую он назвал теорией статики и динамики 
представлений, сыграла большую роль и в теории обучения Гербарт выдвинул идею о 
четырех принципах обучения, которые должны учитываться при разработке новых 
методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности ассоциаций, 
еистемы и метода. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, 
чтобы новое знание сразу же попало в центр внимания человека, для чего оно или 
должно быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися 
уже у ребенка знаниями. В любом случае знание сохранится в душе только в том 
случае, если оно входит в систему с другими, уже имеющимися там знаниями. При 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-