Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
предполагается, что формирование личности, эмоциональной и волевой сферы детей 
является лишь следствием развития интеллекта
       Впервые вопрос о развитии личности детей и формировании у них 
нравственного, социально одобряемого поведения был поставлен греческим ученым 
Протагором, одним из основателей школы софистов. Именно ему принадлежит 
знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Это изречение 
предполагает относительность и субъективность человеческих знаний, 
невозможность выработать общее для всех понятие, в том числе и понятие добра и 
зла, так как то, что есть добро с точки зрения одного человека, то по мерке 
другого может быть злом В то же время Протагор говорил о том, что, с точки 
зрения общества, существует понятие блага и зла, понятие о хорошем и плохом 
поведении. Именно он впервые поставил вопрос о том, можно ли человека путем 
планомерного воздействия на него в личном общении сделать лучше в нравственном 
смысле, помочь ему преодолеть трудности жизни. Целью такого воздействия он 
считал не только совершенствование человека с точки зрения объективных 
критериев нравственности, но и помощь в его адаптации к тем социальным условиям,
 в которых он живет. С точки зрения Протагора, естественное развитие души 
ребенка, без целенаправленного социального воздействия на него, не может помочь 
ему в такой социализации. Так, уже в Древней Греции был впервые поставлен 
вопрос о том, какие условия являются оптимальными для формирования социально 
активной и адаптированной личности ребенка. Протагор пришел к выводу, что, с 
точки зрения социальной адаптации, наиболее важно именно внешнее влияние, 
которое заключается в обучении детей приемам воздействия на других. В условиях 
греческой демократии одним из способов такого воздействия было ораторское 
искусство, способность словом увлекать людей и убеждать их в своей правоте. 
Поэтому именно обучение приемам ораторского искусства считал Протагор главным 
при воспитании детей Эту точку зрения разделяли многие ученые Древней Греции и 
Рима, а потому способности, связанные с ораторским искусством, считались одними 
из самых главных критериев одаренности. Способность к красноречию давала 
возможность более активного участия в общественной жизни, помогала достичь 
более высокого статуса. Поэтому Протагор считал, что благодаря обучению и 
упражнению человек может нравственно усовершенствоваться и стать более 
достойным гражданином. 
       Особое внимание на формирование психики детей обращали и такие 
выдающиеся ученые Древней Греции, как Демокрит, Сократу Платон и Аристотель.
       Греческий философ и психолог, один из основателей атомистической теории 
мира Демокрит родился на севере Греции в городе Абдеры в знатной и обеспеченной 
семье. Его родители постарались дать ему самое лучшее образование,однако сам 
Демокрит счел нужным предпринять несколько длительных путешествий, чтобы 
углубить свои знания не только в Греции, но и в других странах, прежде всего в 
Египте, Персии и Индии. На эти путешествия он потратил почти все деньги, 
оставленные ему родителями, а потому, когда он вернулся на родину, его 
сограждане посчитали его виновным в растрате состояния и назначили судебное 
заседание, в котором Демокрит должен был доказать правомерность своего 
поведения либо навсегда покинуть родной дом. В свое оправдание он, доказывая 
пользу полученных им знаний, прочитал народному собранию основные положения 
своей книги «Большой мирострой», которая, по мнению современников, была его 
лучшим произведением. Сила его убеждения была настолько велика, что сограждане 
поняли его правоту и посчитали, что деньги были им потрачены с пользой. Его не 
только оправдали, но и вручили награду в 500 таланов (очень большая сумма денег 
в то время), а также воздвигли медные статуи в его честь. Рассказы о нем 
свидетельствуют о его глубокой житейской мудрости, наблюдательности и обширных 
знаниях, недаром сограждане обращались к нему за советами в сложных ситуациях.
       Его эрудиция проявляется и в его сочинениях, к сожалению, дошедших до 
нас только в отрывках. Основу его теории составляет атомистическая концепция 
основы которой были разработаны учителем Демокрита Левкиппом., Согласно этому 
взгляду, весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. 
Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и 
душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее 
подвижных, так как они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом,
 с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для 
тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому не только 
тело, но и душа смертна.
       Демокрит считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове 
(разумная часть), груди.(мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в 
органах чувств) При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к 
поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копиями 
окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы 
чувств. Эти копии отделяются (истекают) от всех предметов внешнего мира, а 
потому эта теория познания носит название «теория истечений». При 
соприкосновении эйдолы с атомами души происходит ощущение и именно таким 
образом человек познает свойства окружающих предметов. При этом все наши 
ощущения (в том числе зрительные и слуховые) связаны с контактами, так как 
ощущение не может происходить без непосредственного соприкасания эйдолы с 
атомами души. Обобщая данные нескольких органов чувств, человек открывает мир, 
переходя на следующий уровень – понятийный, который является результатом 
деятельности мышления. Таким образом, по Демокриту, существуют две ступени в 
познавательном процессе – ощущения и мышление, которые возникают одновременно и 
развиваются параллельно. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше 
знаний, чем ощущения. Так, ощущения не позволяют нам увидеть атомы, но Путем 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-