Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
существовании первичных и вторичных качеств предметов и ввел понятие о 
третичных качествах. К первичным качествам предметов, не зависящим от 
восприятия человека, а потому всегда объективным, он относил плотность тел, 
протяженность, фигуру, движения и тому подобные свойства, которые присутствуют 
в самих вещах. Вторичные качества – это цвет, запах, вкус, т.е. субъективные 
свойства, которые, по мнению Локка, не находятся в самой вещи, но привносятся в 
нее человеком, порождаются его органами чувств. Субъективны и третичные 
качества, которые являются результатом воздействия вещей друг на друга. Таким 
образом, хотя человек и располагает средствами, достаточными для практической 
ориентации в вещах, возможностей для истинного познания мира у него 
недостаточно. Лишь идеи первичных качеств подобны этим качествам. Идеи других 
качеств, также как сложные идеи (субстанции, души, этики и т.п.), лишь частично 
подобны своим оригиналам и, таким образом, наше знание приоткрывает нам лишь 
небольшую часть свойств окружающих нас предметов. Эти размышления привели Локка 
к выводу о том, что .в строгом смысле предмет познания представляют не 
отдельные идей или отношения их-к вещам, но только отношения согласия или 
несогласия между нашими идеямиНа основании такого подхода Локк выделил три 
степени познания. Высшая степень – это интуитивное знание, которое имеет место 
там, где душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. 
Таково чаще всего знание человека о себе, поэтому оно и наиболее достоверно. 
Вторая степень познания – это демонстративное знание, которое имеет место в том 
случае, если душа схватывает согласие Двух представлений при помощи привлечения 
других представлений. Такое знание является основой этики, математики, 
богословия. Чем больше число опосредованных представлений, тем больше 
вероятность ошибки, а потому этот вид познания менее достоверен, чем 
интуитивное знание. Наконец, наименее достоверно сенситивное знание, при 
котором сравнение представлений связано с данными, полученными органами чувств. 
Поэтому-то знания о внешнем мире наименее достоверны из всех трех видов 
человеческого знания этот подход дал возможность Локку составить одну из первых 
классификаций наук, выделив различные виды знания (математика, этика, 
богословие и т.д.) и описав различия в процессе построения аксиом этих наук и 
степени их достоверности.
       Локк заложил основу нового, эмпирического направления в возрастной 
психологии, доказав неограниченные возможности в развитии познавательной сферы 
детей, а также обосновав причину разницы во взглядах на понятия у разных 
народов. Важно и то внимание, которое Локк уделял развитию логического мышления,
 обоснованию роли логических (мыслительных) операций в этом процессе и способов 
формирования научных знаний у детей. 
       Различные психологические школы, как в Англии, так и за ее пределами, 
использовали одни положения концепции Локка и отбрасывали другие, существенно 
изменяя и переосмысливая ключевые позиции его теории. Это во многом было 
связано с двойственной позицией Локка по вопросу о происхождении опыта и 
познаваемости мира, что и сделало возможным ориентацию на его теорию таких 
разных психологических и философских направлений, как французский материализм 
(Кандильяк, Дидро, Гельвеции) и английский субъективный идеализм Беркли и Юма.
       Другой известный английский психолог Давид Гартли свои идеи о 
психическом развитии детей и необходимых ,методах, направляющих это развитие, 
связывал с теорией рефлекса, открытой Декартом. Гартли стал основателем 
ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно 
психологическое направление до начала XX в. Получив вначале богословское, а 
затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая 
бы не только объясняла душу человека, но и давала бы возможность управлять его 
поведением. Хотя понятие ассоциации было введено еще Аристотелем, а сам термин 
– английским философом Локком подход к ассоциации как универсальному механизму 
психической жизни был сформулирован впервые именно Гартли В основу своей теории 
Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы 
механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его 
работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, 
открытыми в то время, было очень характерной приметой психологии XVIII в. Не 
избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека 
исходя из физических принципов.
       Учение Гартли об ассоциации,изложенное им в книге «Размышления о 
человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о 
вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает 
соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозгароанализировав структуру 
психики человека, Гартли выделил в ней два круга – большой и малый. Большой 
круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т.е. является фактически 
рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли по 
сути создал новую теорию рефлекса, которая и объясняет, исходя из законов 
механики, активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая 
вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов™чувст1 вызывает 
вибрацию соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, 
стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращение и движение тела
       Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, 
расположенный в белом веществе мозга, служит основой психической жизни, основой 
процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в 
большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в 
большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его 
мнению, являются основой памяти человека. Они могут быть более или менее 
сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-