|
Для доказательства того факта, что врожденных знаний не существует, Локк
прибегал к данным сравнительной психологии, генетической и этнической
психологии. Он писал, что если бы знания были врожденными, они были бы известны
и взросЕюму, и ребенку, и нормальному человеку, и идиоту. В этом случае не
составляло бы большого труда сформировать у ребенка знания о математике, языке,
моральных законах. Но все воспитатели знают о том, что научить ребенка писать и
считать очень сложно и надо затратить много сил и умений для того, чтобы дети
овладели хотя бы элементарными математическими понятиями, причем разные дети
усваивают этот материал с разной скоростью Точно так же никто не будет
сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать последнего
философии или логике.
Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия
врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе
придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого не
наблюдается ни в одном обществе. Более того, если бы знания были врожденными,
то они были бы одинаковыми у всех народов. Однако у разных народов разные языки,
разные законы, разные понятия о добре и зле, о Боге, которые существенно
отличаются друг от друга. Разница в вероисповедании была особенно важна, с
точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных
врожденных идей Опираясь на данные этнографии, относящиеся к жизни и культуре
примитивных обществ, Локк доказывал, что многие логические законы и положения,
считающиеся первичными в европейской цивилизации, совершенно не знакомы этим
народам, а практические принципы поведения у различных групп населения и у
разных народов столь разнообразны и противоречивы, что наглядно демонстрируют
тот факт, что не существует уникальных практических принципов поведения, с
которыми бы соглашалось все человечество и потому нет никаких оснований
говорить об их врожденности Гак в работах Локка был нанесен существенный удар
по понятию о врожденных идеях.
Исходя из этого, он пришел к выводу, что психика ребенка формируется
только в процессе жизни. Таким образом, знания и идеалы, которые существуют у
взрослого человека, не даны ему в готовом виде, но являются результатом
воспитания, которое формирует из чистого и в интеллектуальном и в моральном
отношении ребенка сознательного взрослого человека. Естественно поэтому, что
Локк придавал огромное значение воспитанию, которое фактически формирует
сознание человека, его взгляды на жизнь и отношения с другими людьми. Он писал
о том, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание,
сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим
поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело
использовать природное любопытство детей, оно есть тот ценный механизм, которым
наделила нас природа, и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк
отмечал, что важно также учитывать индивидуальные особенности детей, что и
входит непосредственно в задачу воспитателя. Учет естественных склонностей
важен и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе
обучения, что также способствует более быстрому усвоению знаний
Доказывая прижизненный характер наших знаний, Локк пришел к выводу, что
всякое знание базируется на чувственном опыте человека, и выделил два вида
этого опыта – рефлексию (знание о душе, о внутреннем мире человека) и ощущения,
которые служат основой знаний о внешнем мире. При этом ощущения – не только
начальный этап познания, но и единственный путь приобретения знаний о внешнем
мире, единственный канал, связывающий с ним человека. Справедливо отмечая, что
наши органы чувств дают нам исчерпывающие данные о свойствах конкретных,
окружающих человека, предметов, Локк доказывал, что и знания о классах
предметов, общих законах природы, нравственности являются результатом
логических операций, обобщений тех единичных знаний, которые поставляются
опытом. Однако слабая сторона теории Локка как раз и заключалась в его попытке
раскрыть механизм преобразования чувственных, эмпирических сведений о мире в
рациональное знание его. Рассматривая процесс познания как результат
взаимодействия между человеком и природой, Локк подчеркивал, что это
взаимодействие приводит к реальному знанию, которое представляет собой
соответствие между идеями и предметами природы. Там, где такое соответствие
достигнуто, человек приходит к истинному знанию Таким образом, ощущение
рассматривалось Локком как пассивный процесс, результатом которого становится
появление более или менее точной копии (идеи) вещи. Если чувства – источник
знаний, то разум – руководитель, судья, систематизирующий данные чувства. Такое
понимание роли разума объясняет и внимание Локка к логическим операциям, при
помощи которых происходит эта систематизация знаний и превращение их в общие
понятия. Но такой подход в конечном итоге привел Локка к мысли о том, что
субъективное, личное знание является достоверным только в отношении внутреннего
мира человека, который познается при помощи рефлексии Субъективность ощущений
он отрицал, а так как полной объективности в данных органов чувств, как
показали его исследования, не существует, он пришел к выводу о том, что внешний
мир, в отличие от мира внутреннего, полностью не познаваем. Изучая жизнь
природы, писал он, люди убеждаются в том, что в ней имеются «границы темной и
освещенной половины мира – познаваемой и непознаваемой». Поскольку скрытая
часть природы не может быть вполне познана, люди устремились на освещенную
часть, познаваемую через опыт, эксперимент, наблюдение, которые дают
возможность восприятия природы непосредственно в чувственном опыте.
Таким образом, доказывая неограниченные возможности опытного знания,
Локк недооценил значение активности человеческого познания, о которой писал
Лейбниц. Поэтому он, вслед за греческим ученым Демокритом, пришел к выводу о
|
|