|
превращается в стремление, если одновременно относится и к телу. Чувство
удовольствия, радости повышает активность человека, в то время как чувство
страдания снижает ее. Все остальные аффекты являются побочными формами или
сочетаниями этих трех основных. Так как активность способствует инстинкту
самосохранения, то все радостные чувства помогают человеческому существованию,
в то время как огорчения и страдания ему мешают. Отсюда Спиноза сделал вывод о
том, что люди естественным образом стремятся к тому, что приносит удовольствие,
и отвращаются от того, что сулит страдание. Он подчеркивал непреодолимую силу,
которую страсти приобретают над людьми, раскрыв ошибочность предрассудка о том,
что люди сами выбирают свои страсти. Бессилие человека перед своими страстями
он называл рабством, говоря о том, что «мы различным образом возбуждаемся
внешними причинами и волнуемся как волны моря, гонимые противоположными ветрами,
не зная о нашем исходе и судьбе». Эти мысли легли в основу подхода Спинозы к
поступкам детей, так как зависимость их деятельности от аф.фектов еще больше,
чем у взрослых людей. Поэтому нельзя осуждать повышенную эмоциональность
ребенка и тем более наказывать за нее. Необходимо с пониманием относиться ко
всем эмоциональным проявлениям детей, пытаясь анализировать, какие потребности
стоят за ними. В то же время он не отрицал возможности воздействовать на
эмоциональную сферу ребенка, развивая волевую регуляцию поведения.
Если четвертая часть «Этики» называется «О человеческом рабстве или о
силе аффектов», то пятая, заключительная часть озаглавлена «О могуществе разума
и о человеческой свободе». Именно в этой части Спиноза обосновал принципы
волевой регуляции и воспитания нравственного поведения. Человек не может быть
абсолютно свободен, писал Спиноза, так как он живет в окружении различных
воздействий множества людей и предметов, которые вызывают в нем определенные
страсти, являющиеся причиной невольных поступков. Однако, отрицая свободу
человеческой воли, Спиноза утверждал возможность человеческой свободы, так как
свободу он противопоставлял не необходимости, но принуждению. Он отождествлял
волю и рассудок и пришел к выводу о том, что понимание ограниченности своих
возможностей и причины своих недостатков делает человека свободным, т.е.
свобода является познанной необходимостью. Так, нравственная деятельность
растворяется в деятельности познания, при этом нравственность, с его точки
зрения, вытекает из человеческой природы, а не является продуктом свободы. Она
основана на стремлении к самосохранению, а так как рассудок не может
приписывать человеку ничего противного природе, то, согласно естественному
праву, все полезное дозволено. Так, полезно, считал Спиноза, только то, что
повышает активность человека и облегчает его познание.
Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, но к
попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том, что
поглощенность страстями не дает возможность человеку понять причины своего
поведения, а потому он не свободен. В то же время осознание причины страстей
открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит от
его воли, а в чем он не свободен, поскольку зависит от сложившихся
обстоятельств. Именно это понимание и есть истинная свобода, так как
освободиться от действия законов природы человек не может. Противопоставляя
свободу принуждению, Спиноза дает свое определение свободы как познанной
необходимости,, открывая новую страницу в психологических исследованиях
пределов регуляции и формирования волевой активности человека. Эти положения
Спинозы повлияли на взгляды многих психологов, в том числе и на выдающегося
отечественного ученого Л.С. Выготского.
Открытие новых закономерностей в процессе формирования понятий связано с
именем Джона Локка. Известный английский философ и психолог Д. Локк родился
недалеко от Бристоля в семье провинциального адвоката. По рекомендации друзей
отца он был зачислен в Виндзорскую школу, по окончании которой поступил в
Оксфордский университет. В Оксфорде он занимался философией, естественными
науками и медициной, познакомился с сочинениями Декарта. Знакомство с лордом
Эшли, которое вскоре перерасло в тесную дружбу, изменило жизнь Локка. В
качестве врача и воспитателя сына Эшли он стал членом его семьи и делил с ним
все превратности его судьбы. Лорд Эшли, который был главой вигов – политической
оппозиции английского короля Якова II, дважды занимал высокие места в
правительстве и делал Локка своим секретарем. После отставки Эшли Локк вынужден
был бежать вместе с ним в Голландию, где и остался после его смерти. Только
после вступления на престол Вильгельма Оранского он смог возвратиться на родину.
В это время он закончил свою главную книгу «Опыты о человеческом разуме»
(1690), опубликовал много статей и трактатов, в том числе «О правлении» (1690)
и «О воспитании» (1693), и не оставлял занятий политической деятельностью.
Однако тяжелая форма астмы подточила его силы, ему пришлось покинуть Лондон и
поселиться в загородном доме своих друзей, где он и скончался в 1704 г.
Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний человека. Постулат
Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя
из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется в процессе жизни, т.е.
отрицал наличие врожденных идей и даже врожденных предрасположен-ностей к
определенному знанию, о котором писали рационалисты (Декарт, Лейбниц).
Закладывая основы эмпиризма, Локк утверждал, что сознание ребенка при рождении
– чистая доска, «tabula rasa», на которой жизнь пишет свои письмена.
Критика теории врожденных идей является одним из краеугольных камней
сенсуалистической теории познания, выстраиваемой Локком. При этом он критически
рассматривает такие признаки, приписываемые врожденному знанию, как первичность
по отношению к остальному, неврожденному знанию и всеобщее согласие людей в
отношении его истинности.
|
|