Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
быть извлечены из души. Для объяснения разницы между подходом эмпиризма и 
своими идеями о врожденной предрасположенности к знанию Лейбниц писал, что это 
отличие подобно разнице между фигурами, которые произвольно высекаются из 
мрамора, и фигурами, которые высекаются на основе тех прожилок, которые 
обозначены или предрасположены обозначиться на камне, если ваятель 
воспользуется ими.
       Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке 
многих проблем возрастной психологии. В них доказывалась активная природа 
психического, имеющего собственную детерминацию и непрерывно развивающегося от 
одного уровня к другому. Было показано сложное соотношение между сознанием и 
бессознательным в динамике психической жизни, поставлена проблема собственно 
психологических закономерностей, которые не являются воспроизведением или 
аналогом механических, обсуждены ключевые вопросы, касающиеся соотношения 
рационального и чувственного знания в процессе обучения, зависимости опыта от 
предваряющих его задатков личности и перспектив их реализации в жизненных 
обстоятельствах.
       Изучению роли понятий в поведении посвящены работы Бенедикта Спинозы. 
Спиноза родился в Амстердаме, получил в школе богословское образование. 
Родители готовили его в раввины, но уже в школе у него сформировалось 
критическое отношение к догматическому толкованию Библии и Талмуда. По 
окончании школы Спиноза обратился к изучению точных наук, медицины и философии. 
В это время большое влияние на него оказали сочинения Декарта. Критика 
религиозных постулатов, а также несоблюдение многих религиозных обрядов привели 
к разрыву с еврейской общиной Амстердама, так как совет раввинов применил к 
Спинозе крайнюю меру – проклятие и отлучение от общины. После этого Спиноза 
некоторое время помогал своему учителю в преподавательской работе в латинской 
школе, а затем поселился в деревушке близ Лейдена, добывая себе средства к 
существованию изготовлением оптических стекол. В эти годы им были написаны 
«Принципы философии Декарта» (1663), разработано основное содержание его 
главного труда «Этика», который был издан после его смерти друзьями. В 1669 г. 
он поселился в Гааге – резиденции нидерландского правительства. Здесь Спиноза 
сблизился с деятелями республиканской партии и прежде всего с ее лидером, 
талантливым политиком и математиком Яном де Виттом. Предполагается, что именно 
по его просьбе Спиноза написал свой «Богословско-политический трактат», который 
был издан анонимно с обозначением ложного места его издания в 1670 г. В этом 
трактате Спиноза выступал в защиту свободы мысли и права непредубежденной 
критики библейских писаний. Его авторство было вскоре раскрыто, и это во многом 
явилась причиной запрещения в 1675 г. на публикацию «Этики». Спиноза жил очень 
скромно и достаточно уединенно. Когда в 1673 г. ему была предложена пфальцскйм 
курфюстом Карлом Людвигом профессура в Гейдельбергском университете, он 
отклонил это предложение из любви к спокойствию и из-за неопределенности границ,
 в пределах которых должна была соблюдаться обещанная ему свобода философских 
занятий.
       Спиноза учил, что имеется единая, вечная субстанция – Природа, которая 
является единственной реальностью У Природы множество свойств, сторон, многие 
из которых еще не известны человеку. Поэтому им выделены два основных свойства 
Природы – душа и тело, которые обладают такими качествами как мышление и 
протяжение. Таким образом, и душа и тело есть свойства одной и той же 
субстанции – Природы. При этом он утверждал, что тело и душа независимы друг от 
друга и «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может 
определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». Эта позиция 
отличается от дуализма Декарта и представляет собой монистический параллелизм в 
объяснении деятельности телесного и духовного начал в человеке.
       Целостность человека не только связывает его духовную и телесную 
сущности, но и служит основой познания окружающего мира, доказывал Спиноза. Как 
и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, 
так как интуиция позволяет проникать в сущность вещей, познавать не отдельные 
свойства предметов или ситуаций, но общие понятия. Таким образом, интуиция дает 
безграничные возможности самопознания, так как открывает перед человеком 
сокровища его души. Однако, познавая себя, человек познает и окружающий мир, 
так как законы души и тела одни и те же. Доказывая познаваемость мира, Спиноза 
подчеркивал, что «порядок и связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей»,
 так как и идея и вещь есть разные стороны одной и той же субстанции – Природы.
       Анализируя процесс познания, Спиноза выделил в нем три ступени: мнение, 
т.е. знания о конкретных вещах, основанные на чувственном опыте субъекта; 
рассудочное, разумное знание, т.е. знание о родовых, общих понятиях, которое 
выводится на основе логических рассуждений; интуитивное знание.
       Познания второй и третьей ступеней необходимо истинны, и только с их 
помощью мы можем отличить истинное от ложного. Это адекватное познание 
рассматривает вещи не в отдельности, а в их необходимой связи, открывая законы 
мира, субстанции.
       Кроме теории познания, Спиноза внес большой вклад в развитие теории о 
свободе воли и понимании природы человеческих чувств. Все писавшие до него о 
страстях человека делали их предметом насмешки или сожаления. В отличие от них 
Спиноза не хотел ни осуждать, ни высмеивать человеческие поступки и страсти, но 
стремился понять их на основании законов природы. Он подчеркивал, что нужно «не 
плакать, не смеяться, а понимать», рассматривая гнев, зависть и остальные 
аффекты не как недостатки, а как тягостные, но необходимые свойства 
человеческой природы. Он выделил три вида страстей – желание, или стремление, 
удовольствие и страдание. Желание связано только с духовными стремлениями, оно 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-