Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
Значительное место в его научных интересах занимали и проблемы возрастной 
психологии.
       С позиций последовательного рационализма, опираясь на математический 
образ мысли, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, 
динамике их формирования. Лейбниц представлял мир в виде грандиозного механизма,
 первичными элементами которого служат неделимые и замкнутые в себе центры 
жизненных сил, названные им монадами (от греческого слова «монос» – единое). В 
своем главном труде «Монадология» (1714) он приписывал монадам особые 
нематериальные свойства, в том числе психическую активность. Любая монада, как 
писал Лейбниц, «не имеет окон», неповторима (нет двух одинаковых монад) и в то 
же время, будучи связана со всем миром, представляет собой «зеркало Вселенной». 
Таким образом, он пришел к выводу о том, что нет двух одинаковых людей и к 
каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
       Представляя монады духовными сущностями (а не материальными атомами), 
Лейбниц приписывал им психические качества, а именно способность воспринимать и 
самоопределяться. Однако эти качества он выносил за пределы сознания, отвергая 
мнение, согласно которому психическое есть сознательное, т.е. постигаемое 
благодаря способности субъекта сосредоточиться на своем внутреннем мире. 
Лейбниц категорически утверждал: «Убеждение в том, что в душе имеются лишь 
такие восприятия, которые она осознает, есть величайшее заблуждение». Тем самым 
психическое явление и его представленность на уровне сознания были разделены.
       Разделяя душу-монаду на части, которые Лейбниц называл «апперцепция» и 
«перцепция», он соотносил их со степенью осознанности их содержания, выделяя в 
душе несколько областей, различающихся по степени осознанности знаний, в них 
располагающихся. Это область отчетливого знания, область смутного знания и 
область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, 
которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и 
обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц, тем не 
менее, не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что 
поведение связано преимущественно с осознанными идеями. При этом он обратил 
внимание на субъективность человеческих знаний, связав субъективность с 
познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных или 
вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания человек 
не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Он 
обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых 
предметов, а потому невозможно разграничить те свойства, которые есть в самом 
предмете, от тех, которые привнесены субъектом. Однако эта субъективность не 
противоречит познаваемости мира, подчеркивал ученый, так как все наши 
представления, хотя и отличаются друг от друга, тем не менее принципиально 
совпадают между собой, отражая главные свойства окружающего мира. Раскрывая это 
положение, он приводил пример с восприятием площади в центре города, которую 
разные люди видят с разных точек зрения. Одни подходят к площади прямо, другие 
справа или слева, кто-то может обозревать эту площадь с высоты птичьего полета. 
В любом случае все люди увидят на ней одни и те же предметы, например фонтан, 
цветы, группу зданий и карету около одного из них. Разница будет только в 
величине и соотношении этих предметов. Точно так же при правильном обучении, 
если детям задавать основные характеристики изучаемых предметов, они, несмотря 
на субъективность восприятия, придут к принципиальному соглашению о характере 
воспринимаемого. Например, под каким бы углом зрения ученик ни видел круг, он 
может его опознать как эллипс, но никогда не скажет, что это квадрат или 
треугольник. Таким образом, субъективность, заложенная в каждом ребенке, и 
стремление к активности в познании не противоречат объективности получаемых 
знаний.
       Одним из крупных вкладов Лейбница в развитие психологического знания 
является разработка понятия о бессознательной психике. Он сделал важный для 
будущего развития науки шаг – доказал, что психические процессы протекают 
реально, безотносительно к их осознаваемости субъектом. С другой стороны, была 
поставлена проблема отношений между бессознательным и осознаваемым и 
потребовалось определить, какова функция сознания в динамике этих отношений. 
Используя свои открытия в области математических исчислений, Лейбниц представил 
общий образ сознания человека не в виде суммы элементов, а в виде интеграла. 
Исходя из того, что градация этих элементов основана на степени осознанности, 
он разграничил неосознаваемые восприятия, дав им имя «малых перцепций». 
Интегрируясь, «малые перцепции» становятся осознанными, переходя на новый 
уровень души. В этом случае следует, согласно Лейбницу, говорить об апперцепции,
 о том, что, благодаря вниманию и памяти, психическое содержание становится 
осознанным.
       В процессе дальнейшего развития психологии введенное Лейбницем понятие 
об апперцепции заняло очень важное место в теориях о структуре сознания и 
обучения. В полемике со сторонниками эмпиризма, не учитывавшими организационную 
роль в психике человека высших интеллектуальных форм, Лейбниц внес коррективы в 
их известную формулу, согласно которой «нет ничего в интеллекте, чего не было 
бы в чувствах», добавив к ней «кроме самого интеллекта». Учение об апперцепции 
как сумме знаний, определяющих отношение к действительности и возможность 
формирования новых знаний, стало одним из основных положений в педагогической 
психологии.
       Лейбниц возражал также против того, чтобы вслед за эмпиризмом называть 
душу «чистой доской», на которой опыт индивида заносит свои письмена. По его 
мнению, способность индивида к восприятию истин заложена в нем как 
предрасположенность, благодаря которой истины с помощью внешнего опыта и могут 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-