Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
рефлекторную дугу, так как «животные духи» от рецепторов перетекают в кору 
головного мозга, а затем в мышцы. Так движения «животных духов» обеспечивают, с 
одной стороны, поведение (надувая мышцы и заставляя их сокращаться), а с другой 
стороны, их движения внутри мозга осознаются душой как ощущения, представления, 
чувства. Течение рефлекса, подчеркивал Декарт, может нарушаться в двух случаях 
– под действием ассоциаций и под действием страстейАссоциации, возникающие в 
результате упражнения или привычки, деформируют клапаны, в результате чего 
нарушается движение «животных духов». Эти изменения поведения происходят без 
вмешательства души, тогда как воздействия страстей на поведение связано с 
активностью души.
       Прежде всего необходимо отметить, что исследование страстей было 
предметом последней работы Декарта, которая началась на основе его переписки с 
принцессой Елизаветой, проживавшей в эмиграции в Нидерландах. В этой работе 
Декарт пришел к выводу о том, что существуют два вида страстей – активные и 
страдательные. При этом к активным он относил те состояния, которые исходят из 
самой души или находятся в ее власти. К страдательным же он относил те 
состояния, причина которых находится вне души, т.е. то, что навязывается душе и 
она не может изменить. В его концепции страдательные состояния, происходящие от 
соприкосновения души с внешним миром, отождествляются с чувственным познанием, 
так как эти идеи человек не создает сам, но получает извне.
       Активные страсти он отождествлял со стремлениями и.аффектами, которые 
порождают волевое поведение и связаны не только с душой, но и с телом. Эти 
страсти являются связующим звеном между ними, причем влияние души на протекание 
рефлекса осуществляется в момент нахождения «животных духов» в голове, так как 
единственный общий орган души и тела – это шишковидная железа (гипофиз). Именно 
ее колебания, считал Декарт, и изменяют направление рефлекса, делая поведение 
волевым и целенаправленным.
       Теория страстей служит у Декарта мостом, ведущим его от учения о душе к 
учению о нравственности. Он считал, что душа никогда не бывает настолько слаба, 
чтобы совершенно не быть способной владеть своими страстями. Ейли. даже воля и 
не может в какой-то момент повлиять на страсти, не может своим велением 
уничтожить или подавить особенно- сильные из них, то все же она всегда имеет на 
них хотя бы косвенное влияние. Например, воля не может подавить сильный страх, 
но может задержать движение тела и помешать бегству, а в промежутках между 
приступами страха воля и разум принимают меры к тому, чтобы понять причину 
страха и сделать его новый приступ менее опасным. Вместо того чтобы побеждать 
одну страсть другой, что было бы только мнимой свободой, а в действительности 
означало бы постоянное рабство, душа должна бороться со страстями собственным 
оружием, т.е. твердыми правилами, основанными на верном понимании добра и зла. 
Иначе говоря, воля побеждает аффекты ясным и отчетливым знанием, которое 
показывает, какое обманчивое значение получают вещи при страстном возбуждении, 
и открывает настоящую цену окружающих предметов. В своих письмах к принцессе 
Елизавете о счастливой жизни и к королеве Христине о любви и вечном благе 
Декарт постоянно возвращался к мысли о том, что цель человеческих стремлений 
состоит в покое совести, достигаемом только решением воли жить добродетельно, т.
е. в согласии с самим собой. Мудрость есть выполнение того, что признано за 
лучшее, добродетель – твердость в нем, а грех – непостоянство.
       Таким образом, главной идеей этики Декарта становится требование 
господства над аффектами, которое по сути повторяет этические правила стоиков. 
Существенным отличием является то, что само познание у Декарта становится 
нравственной деятельностью, а истина и добро в конце концов совпадают. Одна и 
та же единая душа познает сначала истину, свободно избегая опрометчивых 
суждений, чтобы затем в нравственном поведении действовать в согласии с ней.
       Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и, 
главное, дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и 
активной личности ребенка. При этом воспитание привычки к определенным видам 
активности основывалось на ассоциации, а формирование нравственности и 
социальной активности – на воспитании страстей, направленном влиянии на 
становление эмоциональной сферы. 
       Этот подход стимулировал поиски новых методов обучения, однако мысль 
Декарта о том, что все знание основывается на врожденных идеях являлась 
преградой на этом пути. В то же время в его теории окончательно обосновывался 
новый предмет психологии как науки о познавательных процессах. Поэтому 
дальнейшее развитие психологической науки, особенно возрастной психологии, 
направлено на анализ этих процессов и, прежде всего, на динамику их становления.
 Дальнейшее развитие рационалистической теории познания Декарта было 
предпринято в теориях Готфрида Вильгельма Лейбница и Бенедикта Спинозы. При 
этом в центре исследовательских интересов Лейбница стояла проблема 
объективности формирования знаний о мире, а в теории Спинозы, делался акцент на 
формировании нравственной личности детей.
       Отец известного немецкого философа и психолога Готфрида Вильгельма 
Лейбница был профессором философии в Лейп-цигском университете. Атмосфера 
научных исследований, в которые был погружен отец, привела сына еще в школе к 
убеждению, что и его жизнь будет посвящена науке. Лейбниц обладал 
энциклопедическими знаниями и своими работами обогатил многие области науки. 
Наряду с математическими исследованиями (им было открыто дифференциальное и 
интегральное исчисление) он участвовал в мероприятиях по улучшению работы 
горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, а также 
историей брауншвейгской династии. Он организовал Академию наук в Берлине, и 
именно к нему обращался Петр I с просьбой возглавить Российскую академию наук. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-