|
как он утверждает, что бессознательных процессов в душе не существует и человек
всегда осознает все свои мысли и чувства. Так, оказывается, что интроспекция
может служить объективным методом познания собственной психики, хотя ее данные,
как и данные органов чувств, должны подвергаться сомнению, которое, по мнению
Декарта, служит универсальным познавательным принципом.
Сомневаясь во всем, отмечал Декарт, мы не сомневаемся только в самом
акте сомнения, которое представляет собой акт мышления. Это и служит
доказательством нашего существования. Так, исследуя психологические основы
самосознания, Декарт пришел к выводу о том, что основой рассуждения является
положение – я мыслю, следовательно я существую Это был тот интуитивный,
самоочевидный принцип, опираясь на который он развернул всю систему своей науки.
Исходя из него, он сделал вывод о том, что познание духа легче, чем познание
тела и окружающего мира, т.е. что нет ничего более легкого для познания, чем
свой дух. В то же время познание внешнего мира может быть и обманчивым, если в
него не вмешивается интуиция.
Изучая содержание сознания, Декарт пришел к выводу о существовании трех
видов идей – идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей
врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, как
обобщение данных наших органов чувств. Эти идеи ребенок получает самостоятельно,
в процессе анализа своего опыта, при этом чем старше человек и чем богаче его
опыт, тем больше такого рода знаний он имеет. Однако эти идеи дают знания об
отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь человеку в познании
объективных законов окружающего мира. Не могут ему в этом помочь и
приобретенные идеи, так как они являются также знаниями лишь об отдельных
сторонах окружающей действительности. Тем не менее эти идеи более полны и
совершенны, чем идеи первого рода и зависят не от полноты собственного опыта, а
только от характера обучения. При этом чем лучше обучают детей,, тем более
полны и объективны их знания этого уровня. Таким образом, разница между
врожденными и приобретенными идеями в том, что приобретенные идеи основываются
не на опыте одного человека, но являются обобщением опыта разных людей, которым
они обмениваются друг с другом Лишь врожденные идеи дают человеку знЬния о
сущности окружающего мира, об основных законах его развития Эти общие понятия
открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации со стороны
органов чувств Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ,
при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, –
рациональной интуицией.
Декарт ввел понятие рациональной интуиции уже в первых своих работах, в
отличие от других понятий – страсти, рефлекса, которые им были разработаны уже
к концу жизни. Понятие интуиции впервые появилось в работе 20-летнего Декарта
«Правила для руководства ума» В этой же работе он дал наиболее ясное и четкое
определение интуиции, которое только дополнилось и уточнилось в других его
трудах. «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала
философии». Под интуицией он понимал «не веру в шаткое свидетельство чувств и
не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и
внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не составляет
никакого сомнения в том, что мы мыслим». Интуитивное знание порождено
естественным светом разума, и, благодаря своей простоте, оно более достоверно,
чем сама дедукция. Так, мы можем, например, интуитивно мгновенно постичь умом,
что треугольник ограничивается тремя линиями, хотя логическое доказательство
этого факта заняло бы у нас длительный период времени. Декарт был убежден, что
при помощи дедукции и интуиции человек может достоверно познать и окружающий
мир, и себя, и абстрактные, нематериальные понятия. В том случае, если
интеллект исследует телесную вещь, ему нужна помощь внешних чувств, чтобы
создать образ этой вещи. В этом и состоит роль таких психических процессов, как
ощущение, память и воображение. Но интеллект, рассматривающий вещь только
разумом, вне ее телесности, может ограничиться только рассуждением, мышлением,
а память и опыт не только не нужны, но вредят. Поэтому Декарт возвратился к
мысли о том, что наиболее адекватны для обучения чисто вербальные методы,
развивающие логику, память и способность к сосредоточению, которая помогает
интуитивному знанию. При этом он подчеркивал, что способность к такому знанию
есть у всех людей, но лишь немногие ею пользуются, так как их в детстве не
обучали правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к
размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.
Положение о необходимости формировать правильные привычки с первых лет
жизни было связано с другим важнейшим открытием Декарта – открытием рефлекса.
Эта идея привела его и к мысли о способах целенаправленного влияния на
поведение ребенка.
Он писал о том, что душа является главным инструментом познания, а роль
тела связана с движением. Активность, способствующая мышлению, присутствует в
самой душе, так же как и источник движения скрыт в самом теле. Тело движется
чисто механически, под воздействием рефлекса, считал он, и ему совершенно не
нужна в качестве источника энергии душа. Хотя термин «рефлекс» у него
отсутствовал, основные контуры этого понятия были намечены им достаточно
отчетливо. Он писал, что тело человека пронизано полыми трубками, по которым
движутся «животные духи». - - тела, «не имеющие никакого другого свойства кроме
того, что они очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты
нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Внешнее воздействие
приводит к тому, что рецепторы раздражаются и натягивают нити, открывающие
клапаны. Таким образом «животные духи» получают возможность перетекать из одной
трубки в другую. Описывая путь, который они проходят, Декарт фактически описал
|
|