Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
подкупа, лишен всех должностей и осужден. После освобождения Бэкон уехал во 
Францию и жил в уединении, занимаясь наукой.
       "В своих книгах «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620) Бэкон выступал 
апологетом опытного, экспериментального знания, служащего покорению природы и 
усовершенствованию человека. Только такое знание, доказывал он, достойно звания 
науки. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что 
религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью 
появления еретической религии или фантастической философии. Такой деистический 
взгляд свойствен Бэкону и в подходе к душе. Выделяя боговдохновенную и телесную 
души, он наделил их разными свойствами (ощущение, движение у телесной, мышление,
 воля – у боговдохновенной), считая, что идеальная, боговдохновенная душа 
является объектом богословия, в то время как объектом науки являются свойства 
телесной души и проблемы, вытекающие из их исследования. Такой подход открывал 
возможность объективного изучения содержания души и этапов ее развития в 
детском возрасте. 
       - В противовес фиктивным объяснительным приемам схоластики он утверждал, 
что нет другого пути для превращения знания в реальную силу, кроме умственной 
переработки того, что доставляет опыт. Доказывая, что основа всех знаний 
заключается в опыте человека, Бэкон предостерегал против поспешных выводов, 
сделанных на основе чувственных восприятий. Он писал, что ощущения несовершенны 
и эти несовершенства приводят к заблуждениям и ошибкам, затемняющим истину. 
Поэтому важно не просто опытное, но экспериментальное знание, так как приборы 
могут уточнить и исправить ощущения.
       Ошибки познания, связанные с психической организацией человека, Бэкон 
называл идолами, и его «учение об идолах» является одной из важнейших частей 
его теории. Он выделял четыре основных вида идолов:
       идолы рода – недостатки, вытекающие из строения органов чувств (например,
 человек не видит ультрафиолетовые лучи);
       идолы пещеры – недостатки, вытекающие из того, что человеку трудно 
встать на чужую точку зрения;
       идолы театра – недостатки, вытекающие из преклонения перед авторитетами, 
часто ложными, и стремления доверять им больше, чем собственному размышлению;
       идолы рынка – недостатки, связанные с тем, что слова не всегда точно 
передают мысли человека, часто затемняя, а не проясняя их смысл.	
       Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте,
 необходимо проверять данные ощущений экспериментом, измерениями, то для 
подтвержденная и проверки умозаключений необходимо использовать разработанный 
Бэконом метод индукции. Правильная индукция, тщательное обобщение и 
сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает 
возможность избежать ошибок, свойственных разуму. Вера его во всемогущество 
нового метода была так сильна, что наука, казалось ему, может обходиться впредь 
почти совершенно без особых дарований. Он сравнивал свой метод с циркулем и 
линейкой, с помощью которых и неискусный чертежник может проводить круги и 
прямые линии лучше, чем это удается искусному без этих вспомогательных средств. 
Таким образом, в отличие от исследований X. Уарте и других ученых, доказывавших 
важность учета индивидуальных способностей, Ф. Бэкон считал, что правильное 
обучение, а не способности является основой успешности деятельности Именно 
такой подход к способностям в дальнейшем становится все более распространенным.
       Разрабатывая новую методологию научного исследования, Бэкон был убежден, 
что она строится на познании причин вещей, т.е. является детерминистической. 
Таким образом, его концепция стала основой новых подходов к построению научного 
знания, в том числе и знания о душе. Принципы исследования душевной жизни, 
заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в работах Рене Декарта.
       Известный французский философ и психолог Р. Декарт происходил из 
старинной французской дворянской семьи и получил прекрасное образование. В 
коллегии де ла Флеш – одном из лучших религиозных образовательных центров – он 
изучал греческий и латинский языки, математику, философию. В это время он 
познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им 
впоследствии переработана, так как религиозную рефлексию Августина Декарт 
преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных 
истин. По окончании коллегии Декарт изучал право, занимался правовыми 
проблемами до 1617 г., когда он поступил на военную службу. За время службы в 
войсках Мориса Нассаусского, а затем в войсках баварского курфюста Декарту 
удалось побывать во многих городах Голландии, Германии и других стран и 
установить личные связи с выдающимися европейскими учеными того времени. В это 
же время он пришел к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его 
научных исследований не во Франции, а в Голландии, куда он и переехал в 1629 г. 
Именно в этой стране он создал свои знаменитые сочинения «Правила для 
руководства ума» (1628-1629), «Метафизические размышления о первой философии» 
(1641), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649). Яростная критика 
последних произведений Декарта схоластами и протестантскими богословами 
способствовала тому, что он принял приглашение шведской королевы Христины 
переехать в Стокгольм. Он должен был стимулировать в Стокгольмском университете 
научные исследования, однако через несколько месяцев после приезда простудился 
и умер.
       Философия Декарта дуалистична – материя и мысль фигурируют в ней на 
равных правах в качестве двух самостоятельных субстанций, первооснов мира. При 
этом главным свойством души, с его точки зрения, является мышление, в то время 
как основным свойством тела – протяжение. Таким образом, главный инструмент 
познания – это душа, причем психика и сознание отождествляются Декартом, так 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-