Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. 
Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из 
которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил 
еще Аристотель.
       Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые 
использовались как средства стимулирования обучения Плутархом и Квинтилианом, 
вредны для нравственного развития. Заимствуя идею сочетания наглядности с 
положительными эмоциями, испытываемыми детьми во время занятий, он заменил 
буквы из слоновой кости на «печеные буквы», т.е. на буквы, которые выпекались 
из муки и в процессе обучения съедались детьми. Таким образом, наглядность 
осталась, хотя эмоциональные проявления стали связываться с более 
непосредственными и, с его точки зрения, моральными и управляемыми эмоциями. 
Эта система, основанная на том, чтобы увеличить у учеников усердие и 
любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно 
последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 
г. сделал достижения гуманистов й реформаторов принципами, поскольку он 
требовал «доставлять ребенку любовь и радость» и учить в соответствии с 
индивидуальными особенностями детей. 
       Эти новые подходы к образованию базировались на данных, полученных в 
работах Р. Бэкона, X. Вивеса, X Уарте.
       Английский психолог Роджер Бэкон одним из первых выступил против 
схоластических методов обучения, основывающихся на заучивании определенных 
догматов. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт, 
эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Основываясь 
на взглядах Аристотеля, Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим 
психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто 
вербальные методы обучения детей не отвечают задаче развития их интеллекта Ему 
же принадлежит известный тезис. «Знание – сила», доказывавший безграничность 
способностей и возможностей человеческого ума
       О необходимости формирования у детей способности наблюдать и делать 
правильные выводы из полученных данных писал и известный испанский ученый Хуан 
Вивес. Он получил образование в Англии,1 долгое время работал там, а также в 
Голландии и Германии, поддерживая дружеские отношения со многими европейскими 
учеными того времени – Т Мором, Э. Роттердамским и др! В своей работе «О душе и 
жизни» Вивес обосновал новый подход к задачам обучения и воспитания детей, 
базирующийся на развитии их интереса к чувственному опыту, а также предложил 
новый способ обобщения чувственных данных – индукцию. Хотя 
операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально 
разработаны Ф. Бэконом, Вивесу принадлежит доказательство возможности и 
обоснованности логического перехода от частного к общему Основой такого 
перехода, по мнению Вивеса, являются законы ассоциаций, а ассоциация 
впечатлений определяет природу памяти На этой же основе возникают простейшие 
понятия, дающие материал для всей Последующей работы интеллекта. Наряду с 
сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и 
эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективно 
для подавления негативного переживания не его сдер-кивание или подавление 
разумом, а вытеснение другим, более Сильным переживанием. Психологическая 
концепция Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции 
Я. Коменского.
       Не меньшее значение для разработки новых педагогических Методов имела и 
книга другого известного испанского психолога
       Хуана Уарте «Исследование способностей к наукам». Это была первая в 
истории возрастной психологии работа, ставящая в качестве специальной задачи 
изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального 
отбора. В своем исследовании он впервые поставил четыре вопроса:
1. Какими качествами обладает та природа, которая делает
2. человека способным к одной науке и неспособным к другой?
3. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?
4. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?
5. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?
       Способности сопоставлялись со смесью четырех элементов в организме 
(темпераментов) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, 
военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих 
дарований.
       Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и 
интеллект.» Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е. 
пропорцией, в которой смешаны главные соки. С другой стороны, науки и искусства 
оценивались с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это 
направило Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, 
юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его 
мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие 
индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании 
способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.
       Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым 
можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя 
его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и 
способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков 
жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между 
внутренним и внешним являлась, как показал последующий путь дифференциальной 
психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-