|
постижении истины неограниченны и важно только научить детей правильно мыслить,
привить им желание размышлять.
Кроме того, большое значение для детской психологии имели работы другого
выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имя Авиценна),
который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.
Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых
существ, с которым имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате
Ибн Сины «Канон врачебной науки» Этот трактат на протяжении нескольких столетий
пользовался популярностью и авторитетом не только на Востоке, но и в странах
Западной Европы (начиная с XII в., когда он был переведен на латинский язык). В
Европе этот трактат затмил труды великих древних врачей Гиппократа и Галена.
Уже одно это говорит о том, что Ибн Сина не ограничился представлениями о
функциях организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил их новыми
сведениями и обобщениями; Следует иметь в виду, что под медициной тогда
понималась не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения,
которые в дальнейшем стали относить к таким дисциплинам, как химия, ботаника,
астрономия, география и др. И, конечно, во всех этих дисциплинах имелось
реальное эмпирическое знание, умело обобщенное Ибн Синой в «картину человека».
В своем объяснении жизнедеятельности Ибн Сина неуклонно придерживается
идеи о зависимости психики от головного мозга. Определяющей служила установка
на выяснение зависимости душевных явлений от телесного устройства и общих сил
природы, которые действуют по открытым для опыта (в том числе медицинского)
законам.
Положение о зависимости психических явлений от физиологических
выдвигалось Ибн Синой применительно к чувствительности организма, его
способности реагировать на внешние раздражения, а также применительно к его
эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание
матери-"ального, органического тела, доступного чувственному наблюдению,
воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.
Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые при изучении
простейших реакций организма. Он учил, что, используя эти факты, можно
объяснить и такие сложные явления психической .жизни, как воображение, когда
человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.
Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был
одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал
связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями
в различные возрастные периоды. При этом важное значение придавалось воспитанию.
Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на
организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические
свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при
этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные
возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями,
при их воздействии. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты,
взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его
психофизиологических функций
Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта
общая мысль о способности регулировать внутренние, психические состояния
человека путем воздействия на его поведение. Идея взаимосвязи психического (как
зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Си-ной
исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения,
что он в ряде случаев выступал как превосходный психотерапевт, в частности,
излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При
лечении использовался прием, который в современной науке называется
ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя
различные объекты, установил какие именно из этих объектов вызывают у него
аффект, препятствующий приему пищи.
Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который предвосхитил
изучение явления, названного «экспериментальным неврозом». Двум баранам
давалась одинаковая пища. Но один питался в нормальных условиях, тогда как
около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого
барана. Он, хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяснение
давалось этому опыту, но его схема говорит об открытии роли «сшибок»
противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны,
срах – с другой) в возникновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает
основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии
эмоциональных состояний.
Таким образом, развитие знаний о психике детей и путей воздействия на
нее обогатилось в средние века многими важными данными, в частности методами
экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том
числе и аффективных реакций. В то же время способы обучения и воспитания детей,
общий стиль общения взрослых с детьми серьезно отставали от тех данных, которые
были получены наукой и нуждались в переосмыслении. Именно эти вопросы,
связанные с практикой воздействия на психическое развитие и формирование
личности ребенка, и встали прежде всего перед учеными в эпоху Возрождения.
Вопросы психологического развития детей в эпоху Возрождения
Против схоластических и авторитарных, не учитывающих интересы и
индивидуальные стремления детей, подходов к их воспитанию, выступили
ученые-гуманисты в эпоху Возрождения, стремясь восстановить основы
|
|