|
возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность. В то же время
Гельвеции утверждал, что способности не связаны с наследственностью и
развиваются только в процессе жизни, их формирование зависит от способа
обучения, подачи материала.
Противоположных взглядов на движущие силы психического развития
придерживались и такие известные психологи, как Пиаже и Фрейд. Если Пиаже
считал, что ведущими являются познавательные процессы, то Фрейд доказывал, что
когнитивная сфера является вторичной по сравнению с мотивационной, которая
определяет жизненный путь человека, в том числе и те трудности в обучении,
которые испытывает ребенок.
Анализ различных точек зрения на психику, среди которых фактически нет
заведомо неправильных и абсолютно истинных, помогает выработать
неидеализированный, недогматичный взгляд на теории различных, даже крупных,
ученых, учит мыслить объективно и непредвзято, находить реальные достоинства и
недостатки как в устоявшихся теориях, так и в новых, модных на сегодняшний день
подходах. Такой недогматичный, объективный взгляд особенно необходим учителю,
так как стереотипный стиль общения, статусное место в классе часто провоцирует
его на известную авторитарность, формирует установку на собственную
непогрешимость.
Знание истории формирования психологической науки помогает понять ее
связь с социальной обстановкой, раскрывает влияние тех социальных условий, в
которых живет и работает ученый, на его научные воззрения. В частности,
становится понятным то значение, которое приобретала проблема биологического и
социального факторов в психическом развитии детей во Франции XVIII в. Идеи
просвещения отражали позицию не только ученых, но и новых социальных сил,
выражающих уверенность в том, что не только рождение, но и обучение, воспитание,
т. е. социальные условия, в которые попадают дети разных сословий, превращают
одних ребят в неграмотных, забитых крестьян, других – в выдающихся ученых, а
третьих – в гордых аристократов.
Понимание сложного пути развития научных идей, их связи с общественными
устремлениями и ценностными ориентациями объясняет и причины отвержения или
принятия тех или иных психологических теорий. Так, становятся понятными
огромная популярность книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» в 60-е
годы прошлого века в России и широкое признание теории Фрейда после первой
мировой войны.
Понимание того факта, что психология не дает единственно правильного и
окончательного решения всех проблем, а также знание о ее связи с социальной
обстановкой поможет читателям более объективно разобраться в множестве научных
школ и течений, которые существуют в современной психологической науке. Надеюсь,
что читатель возьмет лучшее из разных направлений, однако для каждого человека
наиболее близкими оказываются взгляды определенной школы или группы ученых.
Кому-то будут импонировать взгляды Локка и бихевиористов, которые утверждали,
что из ребенка можно, при правильном воспитании, вылепить тот тип личности,
который желателен взрослому. Кому-то окажутся более близкими позиции Декарта и
Фрейда, которые утверждали, что структура личности заложена от рождения и
воспитание не может повлиять ни на способности, ни на мотивы поведения,
формирующиеся у детей.
Не менее разнообразны и позиции психотерапевтов, и кому-то покажется
привлекательным психоанализ, который исходит из необходимости постоянного
контроля, наблюдения за жизнью человека, из предположения, что без помощи
психоаналитика он . не может разобраться в собственных проблемах, а кто-то
разделит позиции представителей индирективной психологии, которые убеждены в
том, что человек должен сам решать свои проблемы. Однако ни выработать свою
собственную позицию, ни избавиться от определенного догматизма невозможно без
знания логики развития самого предмета, без анализа развития и формирования
психологических взглядов, т.е. без того, что и является содержанием курса
истории детской психологии.
Глава 1 ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ АНТИЧНОСТИ,
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Возрастная психология Древней Греции
Исследования психического развития детей начались со времен античной
психологии Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души
(первоосновы души – архе), привели психологов к идее о развитии души и
необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие
так и его этапы
Одним из первых ученых, исследовавших проблему развития (генезиса)
психики, был известный философ Гераклит. Им была разработана идея мирового года
(по аналогии с временами года), которую он перенес и на развитие души Он считал,
что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно
старится и, наконец, умирает Проводя сравнение между душой и огнем, который, по
его мнению, является первоосновой мира, Гераклит измерял степень совершенства и
зрелости души по степени ее огненности tfTaK, душа ребенка еще сырая, влажная,
постепенно она высыхает, становится все более огненной, зрелой, способной к
четкому и ясному мышлению В старости душа опять постепенно пропитывается влагой,
отсыревает и человек начинает плохо и медленно соображать) Таким образом,
Гераклит не только впервые сказал о развитии души, но и связал это развитие с
мышлением, отождествляя психическое развитие с развитием интеллекта Такой
подход характерен для многих теорий психического развития, в которых
|
|