|
направлением воздействия на ребенка.
Душа также может обратиться к себе самой, т.е. вводится понятие о
самонаблюдении, посредством которого человек получает знания о себе. Вводится и
третий путь познания – душа обращается к всеобщему разуму и, сливаясь с ним,
извлекает те знания, которые хранятся в нем., В принципе об этом пути говорил и
Платон, однако у неоплатонистов впервые подчеркивается непосредственный
характер этого способа передачи знания. Плотин утверждал, что этой передаче
предшествует особое состояние души, так называемый экстаз. В этом состоянии
человек приходит к мысли о том, что он и разум – единое. Позже, уже в
христианстве, идеи об этом способе познания развивались направлением, которое
назвали мистикой Мистики отрицали необходимость посредника (священника) между
человеком и Богом и настаивали на том, что в момент наивысшей кульминации
молитвенного состояния, которое они также называли экстазом, божественное
откровение снисходит на человека и ему открываются истины
Таким образом, знание об общих закономерностях мира ребенок может
получить без посредников, обращаясь непосредственно к всемирному разуму знание
об окружающем мире и его законах, в частности о правилах и нормах поведения, он
получает от окружающих взрослых, а знание о себе самом он может получить только
на основе самонаблюдения, обращаясь к собственной душе
Выделив обращенность души на себя в качестве одного из направлений ее
активности, Плотин понимает психическое действие любого уровня как чисто
духовное. Не только «чистое» мышление, но и все другие проявления жизни
трактуются как производные души Уже в ощущениях душа действует, а не только
испытывает. В процессах же памяти, где нет непосредственной зависимости от
внешнего, она получает полный простор Память – это не запас впечатлений, она
есть не что иное, как знание души о своих прежних действиях, поэтому она
является основой единства сознания, соединяя в нем прошлое и настоящее Но душа
обладает не только памятью на совершенные действия. Ей свойственно знание и о
тех актах, которые она производит в данный момент, будь то акты чувственного
или интеллектуального характера. В ней возникает образ, отображение ее
собственной работы К ходу ее действий как бы пристраивается отражательный
аппарат, дублирующий этот ход в виде представления о нем, именуемого фантазией
Таким образом, у человека существует сопровождающее все психические функции
внутреннее представление, способность к осознанию которого необходимо развивать
уже с первых лет жизни ребенка. У Плотина психология впервые становится наукой
о явлениях сознания, понятого как самосознание, а самосознание служит главным
гарантом и основой единства сознания, личности человека, способного к
интроспекции – наблюдению и анализу собственных состояний
Дальнейшее развитие учения о самосознании и познавательной активности
души связано с именем известного римского ученого и богослова Августина Аврелия,
который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного. Его учение
ознаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому
мировоззрению. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее
основу образует воля, а не разум.Тем самым он стал основоположником учения,
названного впоследствии волюнтаризмом (от латинского «волюнтас» – воля).
Вслед за Плотиной Августин сосредоточился на вопросе о познаваемости
субъектом собственных психических актов и состояний как о действии, отличном от
восприятия предметов посредством внешних органов чувств, направив
психологическую мысль на проблему самосознания.В то же время он ввел понятие о
врожденной активности души – основе ее развития. Именно эта активность,
направляя и трансформируя познание и поведение человека, является основой его
воли. В дальнейшем эта идея Августина реализовалась в концепции саморазвития
психики, утверждавшей, что генезис психики не зависит от внешнего воздействия и
направляется собственной, врожденной активностью, устремленной на развитие.
Важным моментом для детской психологии было и резкое осуждение насилия над
ребенком, стремления взрослых жестко управлять его поведением и направлять его
интересы. Августин утверждал, что направляется волевая активность только Богом,
причем это управление производится при помощи самосознания, т.е(. осознания
самим ребенком своих возможностей и стремлений] Такой путь саморазвития был
описан Августином в его «Исповеди», полной глубоких размышлений об отношениях
личности с другими людьми. Показав коллизии становления личности, Августин в
этой работе создал в европейской культуре традицию «исповедей» как сочинений,
воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к
самосовершенствованию.
Большое значение в этот период придавалась разработке способов
преодоления отклонений в психическом развитии детей, формированию конформной,
но активной в границах социальной роли личности. Необходимо отметить, что
содержание самосознания человека в то время существенно отличалось от
современного. Не только дети, но и взрослые не имели достаточных знаний о том,
что находится за границами их географического мира. Поэтому представления о
нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях, существующих в
определенной области, считались незыблемыми и обязательными для всех.
Уверенность в универсальности и однотипности пути развития личности делала
данные нормы чрезвычайно жесткими. Это сужало вариативность поведения, но в то
же время отсутствие альтернативных способов социальной адаптации облегчало этот
процесс для большинства детей] Облегчало адаптацию и сознание безграничности
жизни человека, так как уверенность в бессмертии души, возможности жить
бесконечно и повторяться, исправлять ошибки, сделанные в данной жизни, помогала
менее аффективно воспринимать трудности, болезни, смерть близких, повышала
психологическую устойчивость многих людей.В то же время такая жесткая фиксация
|
|