Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Детская психология :: Т.Д. Марцинковская :: Марцинковская Татьяна Давидовна - История детской психологии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-
 
рациональной оценке себя и своей судьбы, но и в возможности уйти из этой жизни, 
если она тебя не устраивает. Они были убеждены, что рок может отнять у человека 
жизнь, но не смерть, которую выбирает не смирившийся человек, предпочитающий 
достойную смерть потере личной свободы. Развивая это положение, Сенека в 
письмах к Луцилию подчеркивал, что неважно, длинна или коротка жизнь, важно, 
чтобы она была достойно сыграна.
       Необходимо отметить, что в концепции стоиков не было мыслей о 
пассивности, беспомощности людей, наоборот, она была преисполнена веры в 
человека, в могущество его разума. Сенека писал о том, что деятельный человек 
не станет отчаиваться, если у него что-либо не получается. Такой человек на 
минуту остановится, вздохнет, скажет: «Не судьба!», улыбнется и снова примется 
за дела. С ранних лет детям внушали, что они могут абсолютно все понять и 
преодолеть. Марк Аврелий в своем наставлении юношам писал: «Если тебе 
недоступно что-то, не думай, что это недоступно всем, но если это доступно 
кому-то, то и тебе также, ибо ты – человек». Таким образом, каждый ребенок 
должен был понять, что, несмотря на внешние ограничения (бедность, болезнь, 
рабство и т.п.), в нравственном и интеллектуальном плане он ничем не отличается 
от более удачливых сверстников и потому законы и требования для него те же, что 
и для них.
       С точки зрений стоиков, единственным ограничением для свободы и 
нравственного самосовершенствования человека являются аффекты, которые нарушают 
разумный строй жизни и бодрость духа. Они представляются и главной опасностью, 
мешающей процессу этического воспитания, а потому стихию чувств необходимо 
обуздать в детях для их же пользы. Человеку также необходимо научиться 
соблюдать правила поведения, диктуемые его ролью, чтобы получать как можно 
меньше замечаний от других людей, ущемляющих его достоинство. Уже в детстве 
важно обучать людей упражнениям, помогающим борьбе с аффектами.
       Стоиками была разработана теория аффектов, в том числе и способы борьбы 
с ними, которым необходимо было обучать детей уже с первых лет жизни. Они 
открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями, доказав, что первой 
стадией развития аффекта становятся соматические изменения, следствием которых 
являются психологические – человеку кажется, что то-то случилось и надо 
реагировать. Соответственно и при борьбе с аффектом телесные выражения, 
движения играют большую роль, усиливая аффект. Поэтому нельзя придавать аффекту 
внешнее выражение, так как тогда с ним будет труднее бороться. Об этом же много 
позже писал Ч. Дарвин, который исследовал связь эмоций с выразительными 
движениями. Стоики также подчеркивали, что аффект нельзя усиливать воображением 
и нельзя одобрять поведение, связанное с ним. Такие упражнения, особенно в 
детском возрасте, они считали основой формирования нравственной личности.
       Однако если закономерности формирования и преодоления аффектов нашли 
достаточно широкое распространение в психолого-педагогической практике, то идеи 
стоиков о развитии социально-адаптированной, послушной, но внутренне 
независимой и самостоятельной личности не получили адекватного воплощения.
       Проблемы этического воспитания, поставленные еще в Древней Греции, не 
потеряли своей актуальности и сегодня, что делает особенно значимым анализ 
взглядов ученых того времени.

Психологические аспекты обучения и воспитания детей в период средневековья
       Вопросы психического развития и, особенно, формирования социально 
адаптированной личности получили новое развитие в средние века, с III в. по XIV 
в. В этот период религия оказывала серьезное влияние на развитие науки, 
особенно такой социально ориентированной, как психология. Поскольку вопросы 
души, духовной жизни и самосовершенствования стали предметом религии, изменился 
и предмет психологии, которая из науки о душе постепенно стала превращаться в 
науку о познавательных процессах. В детской психологии на первый план в это 
время вышли проблемы развития познания, исследования основных познавательных 
процессов как этапов развития познания у детей, динамики их становления и 
методов их формирования
       Одним из первых новый подход к пониманию души и ее генезиса 
сформулировал выдающийся греческий философ Плотин, который преподавал в Риме 
свое учение, включающее новые моменты в трактовке души и ее способностей. Это 
учение в дальнейшем было названо неоплатонизмом, поскольку, отправляясь от 
учения Платона, Плотин внес, в него собственную трактовку возможностей 
человеческой души. Одним из главных качеств души выступало ее единство. Она 
сама создает единство и потому не может ни порождаться отдельными элементами, 
ни быть из них построенной. Таким образом, Плотин ввел важное для современной 
возрастной психологии понятие единства, или целостности, сознания и личности 
человека, которое формируется в первые годы жизни и является основой 
тождественности (идентичности) человека самому себе.
       Не менее важным было и положение Плотина о самосознании как основе 
достижения этого единства, н доказывал, что мир состоит из нескольких 
концентрических кругов, в центре которых размещается всеобщий разум, излучающий 
знания так же, как солнце излучает тепло Далее по кругам в его учении 
размещались души, тела людей, животных, неодушевленные предметы. При этом в 
душе выделялось две стороны – обращенная к разуму и обращенная к внешнему миру. 
Та сторона души, которая обращена к разуму, больше освещается его светом, более 
возвышенна по сравнению с телесной стороной души, больше склонна к познанию.
       Говоря о развитии детей, Плотин выделяет три пути познания. Обращаясь к 
природе, душа познает окружающий мир посредством ощущений Этот путь является 
основой формирования новых знаний об окружающем мире и становится главным 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 105
 <<-