|
Брут, император Марк Аврелий.
Стоики признавали наличие в природе активного и пассивного начал,
связывая их с причиной и материей. Сенека писал, что «материя костенеет в
неподвижности, причина же, или разум, ворочает материю как хочет, придавая ей
форму ... так в статуе существует и материя – бронза, и причина – художник,
который придает материи обличье». Так он пришел к одному из важнейших положений
своей концепции, связав причину с ваятелем, художником, от которого зависит
причина всех причин, и отождествив их с судьбой. Приложив понятие о причине к
судьбе человека, стоики построили свое учение о психической активности, свободе
воли и нравственности.
Одним из главных моментов концепции стоиков был вопрос о свободе духа.
Ни одно из положений их учения не может сравниться по важности с ее
утверждением. Однако, провозглашая абсолютную свободу личности, они
подчеркивали, что свобода духа не тождественна свободе действия.
Противопоставляя духовную, внутреннюю свободу свободе поведения, свободе
внешней, стоицизм исходил из того, что в мире есть только три категории – благо,
зло и безразличие. Благо – все то, что соразмерно с природой человека, в том
числе выдержка, умеренность, разум. Зло – излишества, аффекты. А безразличие –
это то, что относится только к внешней стороне жизни людей, т.е. богатство и
бедность, смерть, болезнь или здоровье. Понимание того, что ни богатство, ни
власть ничего не прибавляют к внутренней силе человека, помогает ему преодолеть
аффекты и не впадать в ярость или отчаяние при разорении или болезни.
Таким образом, один из главных постулатов этой школы заключался в том,
что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того
мира, в который попадает. Предвосхищая слова Шекспира о том, что весь мир – это
театр, они писали о том, что человек является только актером в той пьесе,
которую ему предоставила судьба. При этом он не может выбрать ни пьесы, в
которую он попал, ни своей роли. Это ему дано его судьбой, роком, который никто
не может изменить. Что же может сам человек? Он может только с достоинством
играть ту роль, которая ему уготована. Таким образом, получалось, что у
человека есть две формы свободы – внешняя и внутренняя. Внешняя свобода – выбор
пьесы и роли – не доступна человеку, но внутренняя свобода – способ игры,
исполнения этой роли – всецело в его воле. Понимание своей роли и своего
предназначения в жизни дает человеку ощущение свободы, которая, таким образом,
является познанной необходимостью, о чем позднее писал известный ученый XVII в.
Спиноза. О внутренней свободе, свободе самопознания и творчества, которая
помогает преодолеть самые тяжелые обстоятельства, писал и основатель
логотерапии В. Франкл, который развивал идеи стоиков на современном материале,
полученном психологической наукой.
Таким образом, главный нравственный закон стоиков гласил, что личная
свобода проявляется в том, что каждый человек может сохранить свою сущность,
свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Человек с ранних лет
должен понять, что он не в силах изменить свою судьбу, не в силах уклониться от
нее.
Сенека писал, что «желающего судьба ведет, а нежелающего – тащит».
Поэтому хочешь ты или нет, все равно будешь выполнять волю рока. Но ты можешь
являть собой жалкое зрелище плачущего и не понимающего своего предназначения
человека, а можешь идти по жизни с гордо поднятой головой, сознавая, куда идешь.
Хотя многие ученые того времени и доказывали, что в определенных
условиях человек теряет нравственные силы, что превращает его в животное, лишая
духовности, Сенека, в согласии с основными позициями стоической школы, отрицал
это, подчеркивая, что сильный человек в любых условиях, даже в рабстве и тюрьме,
внутренне свободен. В отличие от эпикурейцев стоики не считали, что человек
должен уклоняться от общественной жизни, говоря о том, что любую посланную
судьбой роль, в том числе роль императора или раба, он должен играть честно и
добросовестно. Ведь по сути они равны и в принципе могут поменяться местами в
другой жизни. При этом рабство, по их мнению, не распространяется на всю
личность раба, но только на его тело.
Стоики утверждали, что «кто охотно повинуется приказаниям, тот избегает
самой неприятной стороны рабства – делать то, чего не хочешь». Несчастен не тот,
кто исполняет чужие приказания, а тот, кто исполняет их против воли, поэтому
надо приучить себя желать того, что требуют обстоятельства. С этой точки зрения
рабом является любой человек, который требует от жизни невозможного и находится
в рабстве у страха, зависти, жадности. Так этика стоиков наполняется
нормативным нравственным содержанием, в котором важное место занимает
традиционное для римской школы убеждение в существовании нравственной нормы,
особенно ярко проявляемой при воспитании детей.
Давая советы учащимся, Сенека писал о том, что надо быть направляемыми,
а не исправляемыми. Доказывая, что задачей воспитания является направление
учащихся по пути морального самосовершенствования, он говорил о связи
нравственности с разумом и самообладанием. Таким образом, главной опасностью в
процессе этического воспитания и для стоиков и для Платона была стихия чувств,
которую необходимо обуздать в детях для их же пользы. Достижение полного
владения собой, спокойствия, которое не нарушается никакими житейскими
волнениями, есть признак наивысшего психического здоровья и с точки зрения
Марка Аврелия, который говорил: «Считай за признак полного развития, если тебя
не будет смущать никакой шум, не будут волновать никакие голоса, слышатся ли в
них льстивые слова, или угрозы, или просто пустые звуки».
Однако свобода духа, по мнению стоиков, проявляется не только в
|
|