|
удовольствия, которые вечны и непреходящи, в то время как телесные удовольствия
имеют временный характер и могут обернуться своей противоположностью] Так,
после хорошего ужина с излишествами может заболеть голова или желудок, после
контактов с незнакомой женщиной можно подхватить дурную болезнь, и только
общение с книгами и друзьями вечно и всегда приносит радость. Развертывая это
положение Эпикура, Лукреций Кар писал, что «все те, кто достичь до вершин
удовольствий стремятся, гибельным сделали путь по дороге, к нему восходящей...»,
в то время как истинное счастье у того, «кто обладает богатством умеренной
жизни, дух безмятежен его и живет он, довольствуясь малым».
Основной проблемой человеческой жизни Эпикур считает преодоление страха
страданий, главным образом страха перед смертью, загробной жизнью. С его точки
зрения, не страх перед наказанием, перед загробными муками, но собственный
разум, собственная воля должны удерживать человека от дурных поступков. Страх
не может привести к нравственности, так как в его основе лежит страдание. Кроме
того, он высказал важную идею о том, что любой страх, прежде всего страх перед
учителями, так же как и перед богами, тормозит развитие человека. Проповедуемый
Эпикуром атеизм был связан именно с этой идеей, так как, по его убеждению, боги
хотя и существуют, но не вмешиваются в жизнь людей. Это погруженные в высшее
счастье самонаслаждения и блаженства высшие существа, которые обитают в
пространстве между мирами совершенно безотносительно к этим мирам. Поэтому
человеку не надо ни бояться их, ни надеяться на их помощь, опираясь в своей
деятельности только на себя, свои потребности и мотивы, свои понятия о добре и
зле.
Счастье, с точки зрения Эпикура, состоит в атараксии, т.е. в состоянии
душевной невозмутимости. Атараксия достигается воспитанием, размышлениями.
Человек, достигший ее, стремится «прожить незаметно», т.е. не участвовать в
политике, в бесплодных спорах с невежественными людьми, которые не могут понять
высказываемых ученым мыслей. Знание, говорил он, нельзя навязывать людям, они
сами должны прийти к нему в своем стремлении к счастливой жизни. Эпикур считал
необходимым для ученого избегать активного участия в общественной жизни. Он
доказывал, что только уединение и размышления с близкими друзьями дают
настоящее наслаждение и приводят к открытию истины.
Доказывая этическую обоснованность отчуждения от общества, эпикурейцы
писали о том, что общественная жизнь является источником тревог, зависти,
жестокости и конформизма, поэтому нравственная жизнь – это жизнь личная, в
кругу книг и близких, жизнь, посвященная самосовершенствованию и познанию.
Однако Лукреций Кар выступал против отчуждения, утверждая, что наибольшее
удовлетворение приносит активная позиция, предполагающая передачу своих знаний
другим людям. Он также говорил о том, что ученый должен не только передавать
знания другим, но и пытаться построить жизнь людей по лучшему образцу. По
некоторым данным (а о жизни Лукреция Кара нам, к сожалению, известно не очень
много), он не только говорил о необходимости активной позиции, но и принимал
непосредственное участие в восстании Спартака и погиб совсем молодым. Таким
образом, уже первые попытки переустройства мира учеными претерпели полную
неудачу, и Лукреций Кар, так же как в свое время Платон, пострадал от своего
желания передать истину политическим деятелям своего времени.
Однако с точки зрения возрастной психологии, вопросов вос-дитания и
социализации детей в позиции Эпикура были и уязвимые места, так как в том
случае, если человек в себе и только в себе находит силы для своей деятельности,
сам себя и наказывает и поощряет, у него отсутствует необходимая для многих
опора, помогающая преодолеть трудности и искушения, дающая надежду на то, что
кто-то оценит его поведение и наградит. Если ребенка, как говорил Эпикур, учить
опираться только на собственные силы, не бояться неудач и осуждения, то такое
воспитание, безусловно, поможет быстрее найти свою дорогу сильным людям, но
может быть болезненно и даже опасно для слабых, которым нужна помощь и
поддержка. Эпикур считал, что страх перед учителями, так же как и перед богами,
тормозит развитие человека. Однако наказание является не только острасткой и
бичом для непослушных, оно помогает слабым людям держать себя в узде и не
преступать закон. Оно также помогает тревожным и медлительным детям
ориентироваться в окружающем мире, показывает им границы собственных
возможностей. Для многих детей (и для некоторых взрослых) пропадает и прелесть
поступка, за который никто не похвалит. Поэтому проповедуемый Эпикуром подход к
воспитанию не мог быть приемлем для всех и давал хороший эффект в основном для
решительных и уверенных в себе детей. Современные психологи и педагоги также
дискутируют о том, какой стиль общения наиболее благоприятен дл,я детей –
авторитарный или демократический. Данные многих отечественных и зарубежных
ученых показывают, что демократический стиль (о котором фактически и говорил
Эпикур) наиболее благоприятен для сильных, импульсивных, гибких детей, но не
всегда пригоден для слабых, инертных и тревожных.
О внутренней независимости, автономии человека говорили и стоики. Однако,
в отличие от Эпикура, они подчеркивали необходимость ранней социализации,
подчинения законам, действующим в данном обществе, говоря о том, что каждый
должен «честно выполнять возложенную на него роль». Эта школа разрабатывала
более приемлемую для большинства людей этическую концепцию и постепенно
получила широкое распространение. Она зародилась еще в Древней Греции.
Закладывали основы стоической этики деклассированные люди – бывший борец Зенон,
отпущенный на свободу раб Хризипп. Постепенно приобретая все большую
популярность, их концепция завоевывала новые слои общества, и в римский период
эта школа была одной из самых известных и распространенных, к ней принадлежали
многие известные политики, в том числе сенаторы Сенека, Катон Младший, Цицерон,
|
|