|
неврозе (от франц. oeio - навязчивая идея, одержимость). Навязчивые
идеи и страхи воспринимаются как несовместимые с "я", чуждые сознанию, как
одержимость. Страх "быть не собой" звучит и в страхах заражения
(проникновения), бешенства, сумасшествия, изменения физического облика
(уродства, в том числе из-за избыточной массы тела), в ряде случаев - в
боязни чужого взгляда, наговоров, гипноза и приема психотропных веществ.
В норме страх изменения воплощается у дошкольников в подчеркнутых
страхах Бабы Яги, Кощея, у младших школьников - в виде страха Пиковой дамы.
Все эти персонажи способны внезапно изменять свой и чужой облик,
превращаться в кого-либо, заколдовывать, насылать несчастье, наговаривать
плохое. В младшем школьном возрасте подобным значением может обладать и
образ черта, в подростковом - беса. И бес, и черт - образы, созданные
человеком для отделения всего отрицательного, неприличного, постыдного с
точки зрения социально приемлемых норм поведения. Вместе с тем они -
своеобразная форма рационализации отвергаемых с социальной точки зрения
действий и поступков, когда говорят: "в нем черт сидит", "бес попутал" и т.
д.
У детей и подростков с различными клиническими формами неврозов страх
изменения возникает вначале от ощущения непроизвольного характера
происходящих с ними болезненных изменений. Переживая свое плохое
самочувствие, неспособность временами контролировать чувства, как и
непроизвольный характер страхов, они не могут осознать причины болезненного
состояния, как и предсказать его течение в дальнейшем. Неспособность владеть
собой означает разрыв между желаниями и возможностями их реализации.
Подобная преграда вызывает чувство бессилия и безотчетного беспокойства,
ассоциируемого с действием ирреальных, бессознательных или потусторонних
сил. Они же являются символом atho - болезненных, неуправляемых изменений.
В немалой степени из-за страха изменения "я" подростки с неврозами не курят,
не употребляют алкоголь, поскольку для них мучительно восприятие себя как
еще более неспособного контролировать чувства и соответствовать общепринятым
нормам поведения. В этом они кардинальным образом отличаются от сверстников
с психопатическими чертами характера, у которых ослаблен или извращен
инстинкт самосохранения и которые испытывают чувство удовольствия, так
называемого "кайфа", от ощущения своей физической и психической
измененности. Колее того, больные неврозом подростки боятся, что вследствие
нарастающего психического напряжения, расстройства соматических функций они
могут не выдержать, "сломаться", сойти с ума, т. е. они боятся, что с ними
может что-то случиться, произойти непоправимое - в максимальной мере это -
смерть или необратимые физические и психические изменения.
Страх "быть не собой" - это одновременно и страх быть другим -
обезличенным, лишенным самосознания, индивидуальности и самобытности.
Подобный страх патологической трансформации "я" всегда сопряжен со страхом
потери человеческого облика, поскольку это означает быть посмешищем в глазах
окружающих, вести себя нелепо, не так, как нужно, как следовало бы.
Следствием этого будет страх отсутствия признания, групповой поддержки, как
и страх быть изгоем и отвергнутым. Таким образом, в мотивации страха "быть
не собой" присутствуют страхи "быть ничем", "не тем" и "никем". Как и страх
"быть ничем", страх "быть не собой" в большей степени представлен у детей с
выраженным инстинктом самосохранения. Страх "быть не собой" указывает на
наличие психологического барьера, разделяющего "я" и "не я", существование
защиты "я" от поглощающих, трансформирующих психику чуждых сил. Подобная
система психической несовместимости является в своем исходном значении
природным защитным механизмом, укрепляющим чувство цельности и
неповторимости "я", его индивидуальность.
При длительном течении невротического заболевания создается угроза
потери внутреннего единства, цельности "я", нарастают препятствия на пути
самовыражения, реализации своих возможностей и потребностей, общения со
сверстниками. Это вызывает прогрессирующее чувство страха как ощущения
необратимости происходящих изменений. Постоянное чувство беспокойства,
испытываемое по этому поводу, в ряде случаев усиленное каким-либо испугом,
аффективно заостряет инстинкт самосохранения, проявляющийся страхом "быть не
собой". В результате вместо наивности, внушаемости, доверчивости формируются
упрямство, эгоцентризм, недоверчивость и настороженность ко всему новому,
неизвестному. Все это способствует на время укреплению чувства "я",
поскольку создает психологический барьер на пути проникновения (реализации)
дальнейших угроз, нарушающих единство "я". Вместе с тем реактивный, во
многом основанный на травмирующем опыте, процесс обособления "я"
сопровождается страхом стать только собой, т. е. оказаться без социальной
поддержки и признания. В итоге, достигается относительно неустойчивое
равновесие между страхами "быть не собой" (в том числе и страхом быть
другим) и "быть только собой" (в том числе страхом быть никем).
Страх "быть не собой" как реакция на угрозу изменения, отторжения и
потери "я" часто возникает вследствие попыток родителей с гиперсоциальными,
а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертами характера односторонне
навязать детям и особенно подросткам свой образ мышления, действий и
поступков без учета реальных обстоятельств и психофизиологических
возможностей, своеобразия формирующейся личности. Частично это удается в
младшем школьном возрасте из-за повышенной внушаемости детей и чувства
ответственности, тем более в дошкольном, вследствие потребности в
эмоциональном контакте и полоролевой идентификации с родителями, характерной
|
|