|
В то время как в одних культурах различным полам предписывают различные
роли, в других -- они могут частично пересекаться, что делает чередование ролей
относительно легким. В сценариях большинства культур независимо от половой роли
записана тема уничтожения. Между культурами она проявляется через экономическую
эксплуатацию и войны. Внутри культуры убийства, самоубийства, перенаселенность
и нарушение экологического равновесия выступают как различные формы уничтожения.
Япония, в которой в прошлом поощрялось самоубийство как героический
финал жизни, до сих пор имеет самый высокий процент самоубийств в мире. В 1964
году уровень самоубийств в Западном Берлине также был крайне высоким, среди
мужчин он составлял 56,3 на 100 000, а среди женщин -- 30,9. Другие страны с
высоким уровнем самоубийств -- Швейцария, Австрия, Швеция и Дания.
Хотя уровень самоубийств в Соединенных Штатах вдвое ниже, чем в Швеции и
Дании, уровень убийств там в десять раз выше (6). В Соединенных Штатах
количество преступлений, связанных с насилием, заметно растет. Это
свидетельствует о том, что значительная часть людей имеет сценарий с тем или
иным отношением к насилию.
Некоторые культуры вместо сценария внезапной смерти имеют сценарии более
медленных форм разрушения через перепроизводство "персонажей". Когда число
действующих лиц становится слишком велико для возможностей сцены, это неизбежно
приводит к смерти от голода и болезней. Перенаселенность, такая, например, как
в Индии, представляет форму национального самоубийства, которому
благоприятствуют люди, следующие семейным сценариям, предписывающим иметь
большие семьи. Демографический взрыв принес целый ряд новых проблем. Число
живущих в настоящее время людей составляет половину всех когда-либо живших на
Земле!(7).
Культурные сценарии содержат сценические ремарки для характера
действующих лиц. Они содержат такие детали, как позы, жесты и действия. Даже
выражение эмоций может зависеть от культуры. Многие итальянцы легко выражают
свои чувства. Без смущения мужчины заключают друг друга в сердечные объятия. В
Америке, хотя и отвергающей влияние британской морали, такое демонстративное
проявление чувств между мужчинами будет расценено как подозрительное.
Большинство культур имеют излюбленные позы и жесты, заключенные в ритуалах,
половых ролях и манерах. Следующий пример показывает, как этот аспект
культурного сценария проявляется в поведении личности.
Иллюстрирующий пример
Мэй, красивая американка китайского происхождения, пришла в группу
"марафона" (Группа интенсивных консультаций, проводимых в сжатые сроки в
течение целого дня или за выходные дни. -- Прим. авт.) узнать, что можно
изменить в себе. "Я хочу быть более раскованной в своем поведении. Мы, китайцы,
всегда такие учтивые, никогда не прерываем собеседника, никогда не выражаем
несогласие. Хуже всего то, что мы никогда не показываем своих чувств. Я не хочу
продолжать этот традиционный китайский путь". Мэй предложили использовать метод
гештальттерапии -- мыслить и действовать противоположным образом. "Какая
культура, по Вашему мнению, имеет поведение, полностью отличное от китайского?"
"О, -- ответила она немедленно, -- итальянская!" Ей предложили стать перед
группой и обратиться к каждому члену группы сначала в традиционной китайской
манере, затем в соответствии с ее представлением о поведении итальянцев. Она
проделала это с все возрастающим энтузиазмом, преувеличивая свои эмоции, голос
и выражения. В конце концов она рухнула на стул, вскинула руки и, громко
рассмеявшись, воскликнула: "О, мама мия! Теперь здесь по крайней мере две меня
-- мое китайское Я и мое итальянское Я".
Одни люди принимают сценарий своей культуры, другие -- нет. Если
жизненные драмы личностей соответствуют ожиданиям их культуры, то они получают
признание и одобрение. Например, в культуре, сосредоточенной на том, чтобы
"делать деньги", материально процветающие люди будут цениться высоко. Их
сценарии гармонируют со сценарием их культуры.
Некоторые люди в той же культуре могут потерпеть значительную неудачу,
если они предпочли следовать своим собственным интересам, идеям или
способностям и отвергают тему "делать деньги". Поскольку их личный сценарий не
согласуется со сценарием их культуры, они, вероятно, получат неодобрение,
подвергнутся осмеянию или наказанию со стороны других.
В истории человечества многие культурные сценарии содержат темы,
отражающие религиозные убеждения или убеждения, свойственные проявлению высших
творческих способностей человека. Они могут стать проклятием для некоторых
людей данной культуры, вступающих с ними в противоречие. Например, во времена,
когда решение научных вопросов считалось функцией церкви, итальянский ученый
Галилей (1564 -- 1642) мыслил самостоятельно, используя собственные знания и
делая собственные наблюдения. Вопреки желаниям церкви он занял твердую позицию,
утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Церковь же учила,
что человек -- это единственное и привилегированное создание Бога, поэтому он и
Земля должны находиться в центре мира. Галилея заставили публично отречься от
своих взглядов и запретили до самой смерти принимать участие в дальнейших
публичных дискуссиях религиозного или политического содержания.
Подобным же образом в 1600-х годах Анна Хатчинсон из Бостона бросила
вызов пуританской теологии. Она выступила не только против религиозной догмы,
но также против того, что женщинам было отказано в праве голоса в церкви.
Очевидно, ее личный сценарий, подобно сценарию Галилея, дал ей возможность
думать самостоятельно. Анна Хатчинсон открыто призывала других, включая женщин,
поступать так же, как и она. За это ее подвергли долгому, унизительному суду,
|
|