|
сценариям, нации следуют сценариям (3, 4). Жизнь каждой личности -- это
единственная в своем роде драма, которая может включать элементы семейного и
культурного сценариев. Взаимовоздействие этих сценариев влияет на жизненную
драму каждой личности и тем самым развертывается в историю народа.
Культурные сценарии
Культурные сценарии -- это те принимаемые и ожидаемые драматические
формы, которые происходят в данном обществе. Они определяются словесными и
молчаливыми соглашениями, разделяемыми большинством людей. Как и театральные
сценарии, культурные сценарии имеют темы, характеры, ожидаемые роли, ремарки,
костюмы, декорации и финальный занавес. Культурные сценарии отражают то, что
обычно понимают под национальным характером. Сходная драма может повторяться из
поколения в поколение.
Темы сценариев меняются от одной культуры к другой. Сценарии могут
содержать сцены страдания, гонения, лишения (исторически -- евреи); они могут
содержать темы создания империй и завоеваний (как это было с римлянами). На
протяжении всей истории одни нации занимали позицию завоевателей, другие --
позицию побежденных. В первые годы в Америке, куда люди приезжали, чтобы
спастись от преследования, освоить новые земли и исследовать неизвестное,
основной темой была "борьба за существование". Во многих случаях эта борьба
велась между первыми поселенцами и колонистами. Некоторые люди уживались .и с
теми, и с другими.
Пионеры всегда были в движении, искали новые "сцены", рисковали и
осваивали новые места для поселенцев, шедших за ними. Хотя декорации, действия
и персонажи менялись, основная тема часто оставалась той же. Сегодня подобный
сценарий первооткрывателей исполняют астронавты, хотя и в других костюмах, и в
другой обстановке. Енотовые шапочки пионеров отступили перед более сложными
головными уборами, лошади сменились автомобилями, бабушкино воскресное жаркое в
горшочке -- продуктами в полиэтиленовой упаковке.
Декорации изменились от поверхности суши и моря до космоса и лунной
поверхности, опора на собственные силы сменилась зависимостью от технологии.
Пионеры космоса так же, как и их предшественники на Земле, могут завоевывать
новые пространства для поселенцев, которые последуют за ними. Однако
первооткрытия не обязательно должны относиться только к области географических
открытий. Проявление подобного же мужества можно обнаружить и на других
обширных границах научных и социальных миров.
В противоположность пионерам, все время находящимся в движении, первые
колонисты Америки имели сценарий, главное содержание которого было "осесть и
пустить корни". Колонисты возделывали землю, строили дома и города, основывали
торговые предприятия, усердно трудились над приобретением материальных благ,
решением вопросов народонаселения. Их борьба была тяжелой, а жизнь короткой и
ненадежной.
Сегодня большая часть американского общества, но, конечно, не вся, уже
не поглощена борьбой за выживание. Средняя продолжительность жизни современного
жителя Америки приближается к восьмидесяти годам. Сегодняшний американец скорее
служит в большой корпорации или государственном учреждении, чем работает
независимо. Он скорее будет стремиться к удовольствиям и изобилию, чем
удовлетворится скромным физическим существованием.
Времена меняются, появляются новые темы сценариев: получение образования,
зарабатывание денег, стремление к наслаждениям, поиск смысла жизни. Сегодня
американская сцена переполнена людьми и предметами, и представление начинается
на новой сцене. Когда большая часть людей выбирает темы, отличные от тех,
которые предписываются их культурой, драматический стиль всей культуры начинает
меняться. В то время как одни изменения могут проходить относительно
безболезненно, другие чреваты мучением и даже кровопролитием.
Современные молодые люди, родившиеся в иной обстановке, чем их родители,
отвергают прежние темы сценариев как не имеющие ценности или неуместные в их
жизни. Однако многие опять обращаются к теме "борьба за существование", так как
она возрождается в масштабах выживания человеческого рода и защиты окружающей
среды.
В дополнение к темам культурные сценарии предписывают и определенные
роли. Большинство культур разделяют, рационально или иррационально, роли,
исполняемые мужчинами и предназначенные для женщин (5). Маргарет Мид описывает
одно племя в Новой Гвинее, в котором мужчинам предписывалось быть пассивными, а
женщинам решительными. Мужчины должны быть заботливыми отцами, ухаживающими за
детьми и обживающими жилище, женщины -- энергичными добытчицами. В США мужчина,
который предпочитает поддерживать "огонь домашнего очага", в то время как
женщина добывает пищу, вероятно, получит низкую оценку в глазах определенных
слоев общества.
В противоположность племени из Новой Гвинеи племя охотников за черепами,
недалеко от Бирмы, готовит мальчиков для будущих сражений и обучает их
жестокости. Каждый мальчик репетирует роль воина, ежедневно приготовляясь к
сцене своей насильственной смерти. Мало кто из мужчин достигает зрелости;
женщины принимают смерть своих мужей как должное, и оставшиеся в живых мужчины
делят их между собой.
В некотором смысле подобные модели войны существуют в Соединенных Штатах,
где считается, что только мужчины должны сражаться на войне. Эта точка зрения
разделяется большинством культур, хотя деление женщин между оставшимися в живых
мужчинами не столь распространено. В противоположность этому в Израиле
считается, что и мужчины, и женщины должны проходить военную подготовку, и оба
пола там признаются военнообязанными.
|
|