|
ГЕШТАЛЬТ И ДЗЕН
В. Филипенко
Я долго думал, как я построю свое выступление, ведь невозможно, за 20 минут
рассказать о Дзен-буддизме и Гештальт-терапии. И решил просто рассказать Вам
несколько реальных случаев из жизни Ф.Перлза, основателя Гештальт терапии и
мастеров дзен.
Но, учитывая, что наше собрание носит академический характер несколько слов о
значении двух этих слов все таки необходимо сказать. На самом деле
гештальт-терапии - это одно из молодых направлений психотерапии, а дзен-буддизм
- это одно из молодых направлений буддизма.
Гештальт - слово немецкое, оно употребляется во всем мире, так как точных
эквивалентов в других языках у него нет. "Gestalten" означает "облечь в форму,
придать значимую структуру". Другими словами целое - нечто иное, чем простая
сумма его частей.
Что такое Дзен? Дзен - это японское произношение китайского слова "Чань", а
"Чань" - сокращение первоначального фразы "Чань - На" - искажение произношения
санскритского слова "Дхьяна". Итак "Дзен" неправильное произношение другого
неправильного произношения.
Каково название таковы и методы, состоящие порой из непонятного языка,
сбивающего с толку поведения и удивительных методов, которые применяют
дзен-буддисты и гештальтисты.
Гештальт и дзен побуждают меня, прежде всего, лучше узнать и принять себя таким,
какой я есть на самом деле, не принуждая к изменениям в соответствии с некой
идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской
или моральной, политической или религиозной образцовой моделью. Прежде всего
стать самим собой, и только после стать другим в этом заключается
"парадоксальная теория изменения в Гештальте".
Фриц Перлз писал: "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса
или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется Пробуждением или Сатори.
В течении Гештальт -терапии пациент переживает множество малых пробуждений.
Приходя в чувство, он чаще видит мир ярко и ясно".
Притча о табличке.
Однажды в Исалене Фриц сидел и курил под табличкой "не курить". Студенты из его
группы подошли и спросили: "Что дает Вам право курить там, где нам нельзя
Фриц?" Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма ,
Фриц ответил: "Я ни имею права курить, ни не имею права курить. Я просто курю".
Грязная дорога.
Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя
мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе,
которая не могла перейти рытвину.
"Идем девушка,"- сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через
грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше
он не мог сдерживаться и сказал, "Нам монахам, надо держаться подальше от
женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?
"Я оставил девушку там, - сказал Тандзан, - а ты все еще тащишь ее?" (4).
Гештальт-подход в отличии от психоанализа с одной стороны и бихевиоризма с
другой, представляет из себя третий путь. Он предлагает не понять, не научиться,
а экспериментировать с целью максимального расширения нашей свободы выбора и
ответственности за него.
История о поезде.
Мужчина видел во сне людей уезжавших на поезде. Сначала он махал им руками,,
затем отождествился с ними, и нечего не происходило. Когда он отождествился с
поездом, казалось появилось больше энергии, Затем Фриц предложил стать ему
вокзалом. И человек сказал, "Я старомоден и несколько устарел - об уходе за
мной не слишком заботятся, не вытирают пыль и не убирают мусор - люди приходят
и уходят, используют меня как им нужно, но меня-то как такового собственно не
замечают". Он заплакал, и в течение дальнейших нескольких минут стали понятны
все нынешние и минувшие удары его жизни.
Дзен и гештальт говорит о том же, что истина не может быть преподана или
прочитана, в этом наша свобода и одиночество.
Бодхидхарма и император.
Бодхидхарма, первый патриарх дзен в Китае, прибыл в страну из Индии в 6 веке,
Император У династии Лян пригласил его ко двору. Он был благочестивым, набожным
буддистом, он изучал сутры и практиковал такие добродетели, как щедрость и
смирение. При встрече император спросил:
— В книгах много говориться о высочайш
|
|