|
ГЕШТАЛЬТ И ДЗЕН
В. Филипенко
Я долго думал, как я построю свое выступление, ведь невозможно, за 20 минут
рассказать о Дзен-буддизме и Гештальт-терапии. И решил просто рассказать Вам
несколько реальных случаев из жизни Ф.Перлза, основателя Гештальт терапии и
мастеров дзен.
Но, учитывая, что наше собрание носит академический характер несколько слов о
значении двух этих слов все таки необходимо сказать. На самом деле
гештальт-терапии - это одно из молодых направлений психотерапии, а дзен-буддизм
- это одно из молодых направлений буддизма.
Гештальт - слово немецкое, оно употребляется во всем мире, так как точных
эквивалентов в других языках у него нет. "Gestalten" означает "облечь в форму,
придать значимую структуру". Другими словами целое - нечто иное, чем простая
сумма его частей.
Что такое Дзен? Дзен - это японское произношение китайского слова "Чань", а
"Чань" - сокращение первоначального фразы "Чань - На" - искажение произношения
санскритского слова "Дхьяна". Итак "Дзен" неправильное произношение другого
неправильного произношения.
Каково название таковы и методы, состоящие порой из непонятного языка,
сбивающего с толку поведения и удивительных методов, которые применяют
дзен-буддисты и гештальтисты.
Гештальт и дзен побуждают меня, прежде всего, лучше узнать и принять себя таким,
какой я есть на самом деле, не принуждая к изменениям в соответствии с некой
идеальной индивидуальной или социальной, внутренней или внешней, философской
или моральной, политической или религиозной образцовой моделью. Прежде всего
стать самим собой, и только после стать другим в этом заключается
"парадоксальная теория изменения в Гештальте".
Фриц Перлз писал: "При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса
или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется Пробуждением или Сатори.
В течении Гештальт -терапии пациент переживает множество малых пробуждений.
Приходя в чувство, он чаще видит мир ярко и ясно".
Притча о табличке.
Однажды в Исалене Фриц сидел и курил под табличкой "не курить". Студенты из его
группы подошли и спросили: "Что дает Вам право курить там, где нам нельзя
Фриц?" Медленно, разделяя слова с удовольствием выдуваемыми колечками дыма ,
Фриц ответил: "Я ни имею права курить, ни не имею права курить. Я просто курю".
Грязная дорога.
Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя
мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе,
которая не могла перейти рытвину.
"Идем девушка,"- сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил через
грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше
он не мог сдерживаться и сказал, "Нам монахам, надо держаться подальше от
женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?
"Я оставил девушку там, - сказал Тандзан, - а ты все еще тащишь ее?" (4).
Гештальт-подход в отличии от психоанализа с одной стороны и бихевиоризма с
другой, представляет из себя третий путь. Он предлагает не понять, не научиться,
а экспериментировать с целью максимального расширения нашей свободы выбора и
ответственности за него.
История о поезде.
Мужчина видел во сне людей уезжавших на поезде. Сначала он махал им руками,,
затем отождествился с ними, и нечего не происходило. Когда он отождествился с
поездом, казалось появилось больше энергии, Затем Фриц предложил стать ему
вокзалом. И человек сказал, "Я старомоден и несколько устарел - об уходе за
мной не слишком заботятся, не вытирают пыль и не убирают мусор - люди приходят
и уходят, используют меня как им нужно, но меня-то как такового собственно не
замечают". Он заплакал, и в течение дальнейших нескольких минут стали понятны
все нынешние и минувшие удары его жизни.
Дзен и гештальт говорит о том же, что истина не может быть преподана или
прочитана, в этом наша свобода и одиночество.
Бодхидхарма и император.
Бодхидхарма, первый патриарх дзен в Китае, прибыл в страну из Индии в 6 веке,
Император У династии Лян пригласил его ко двору. Он был благочестивым, набожным
буддистом, он изучал сутры и практиковал такие добродетели, как щедрость и
смирение. При встрече император спросил:
— В книгах много говориться о высочайшей и святейшей истине. Достопочтенный
учитель поведайте мне эту истину.
— Всеобьемлющая пустота и ничего святого, — ответил Бодхидхарма.
— Если во всеобъемлющей пустоте абсолютной истины нет ничего святого и высокого,
кто же тогда стоит здесь передо мной? — спросил император.
— Не знаю, ваше величество, — ответил Бодхидхарма.
Император не понял смысл слов патриарха, и тогда Бодхидхарма покинул Дворец и
поселился на севере страны.
Впоследствии император понял, что упустил редкую возможность проникнуть в тайны
реальности. На могиле Бодхидхармы по указанию императора были высечены
следующие слова: "Увы, я видел его, встречался и разговаривал с ним, но не смог
его понять. Какая жалость. Но теперь уже поздно. Время не повернешь вспять."
Свое послание в века император закончил стихотворением:
До тех пор пока ум пребывает на уровне относительности.
Он не может покинуть чертоги тьмы.
Но стоит ему потерять себя в Пустоте,
И он тут же возноситься на престол просветления.
Гештальт открыт всем людям, которые стремятся выявить и развить свой скрытый
потенциал, перейти просто от существования к максимальной полноте жизни, к
новому качеству бытия. Перлз ратовал за терапию с вызывающим названием "терапия
нормальных людей".
Суть Гештальта, впрочем как и Дзена состоит не в его техниках и теориях, а в
его общем духе.
Маленькие истории.
Однажды Эверет Шострам спросил, какова цель Гешталь-терапии, в ответ Фриц
сказал, "Цель Гештальт -терапии пробудить людей от кошмара".
Однажды пациентка долго описывала свой страх одиночества. Ну, например "Если я
одна, значит люди ..." Фриц в конце концов сказал, "Чувство одиночества - это
быть одному плюс поток дерьма". Как бы не было болезненно одиночество, м как бы
не было грубо слово дерьмо - полезно и ценно увидеть, что боль в конечном итоге
человек причиняет себе сам.
Чаньский наставник Линьзци Хуэйчжао из Чжэньчжой обращаясь к собранию сказал:
"Изучающие Путь! Дхарма (истина, закон) не нуждается в специальной практике
(морально-психологического совершенствования). Чтобы постичь ее, необходимо
лишь обыденное не-деяние, испражняйтесь и мочитесь, носите свою обычную одежду
и ешьте свою обычную пищу, а когда устанете - ложитесь спать. Глупый будет
смеяться надо мной, но умный поймет!"(1).
Как в гештальт-терапии, так и в Дзен есть техники и упражнения. В Дзен это
коаны, в гештальте - игры, встречи, лепка, рисунок, да впрочем все. Давайте
обратимся к опыту дзен.
Например монах спросил, "Что означает приход Бодхидхармы с Запада?" (иначе
говоря "Что такое истина?"). Мастер ответил: "Кипарис во дворе". Другой мастер
сказал: "От долгого сиденья наступает изнурение", или "Я хочу сказать Вам,
когда горный поток течет вспять".
Почему ответы столь парадоксальны?
Истина везде и всепроникающа. Кипарисовое дерево, воющая собака, горный поток
все они полны жизни в "здесь и сейчас". Смысл прихода Бодхидхармы разъяснить
эту универсальность Истины, а цель мастера выбить ученика из колеи привычного
логического мышления.
Что бы полностью расшифровать эти загадки необходимо получить прямой личный
опыт в самом дзен или гештальт-терапии. Давайте и попробуем это сделать прямо
сейчас.
"Роза есть роза, которая есть роза".
"Улыбка Махакашьпы"
***
Однажды в Исалене человек прорабатывал сон, который казался неправдоподобно
скучным. Фриц соскальзывал все ниже и ниже в кресле и вскоре стал похрапывать.
Человек был озадачен и когда понял, что Фриц не притворяется подошел к креслу и
слегка его встряхнул. Когда Фриц открыл глаза человек высказал неудовольствие
сказав, что он заплатил кучу денег и требует внимание Фрица. Фриц повернулся,
вынул свой бумажник, выписал ему чек на 10 долларов и снова закрыл глаза
засыпая.
По материалам - http://www.gestalt.by/
|
|