|
, хотя при усилии и с помощью он может нечто о них узнать. 1.
Намерения, а не мотивы, фундаментально сознательны и могут быть знаемы, хотя
часто люди могут не сознавать или неправильно понимать свои намерения.
2. Терапевт может знать и знает, или, по крайней мере, скоро узнает мотивы
пациента, он может рассказать их пациенту и расскажет в своей интерпретации. 2.
Терапевт не обладает дополнительным определенным пониманием намерений пациента
– он знает, что пациент может лучше узнать свои намерения и готов помогать ему
в этом процессе.
3. Пациент реагирует на присутствующего живого терапевта не здесь и сейчас, он
реагирует на него на основе переноса мотивов и чувств, которые у него были в
прошлом. 3. Отношения терапевта и пациента являются реальным отношением двух
людей. Если появляются налеты прошлого, со стороны ли пациента или терапевта,
они как можно быстро приводятся в сознание и отбрасываются.
4. Если пациент принимает интерпретацию терапевта, он, по-видимому, должен
отказаться от своего взгляда на реальность и принять свою неполноценность.
Однако, чтобы получить улучшение, это необходимо. 4. Поскольку пациент
пересматривает свои взгляды на реальность в присутствии терапевта и с его
помощью, нет конфликта точек зрения. Терапевт не надстраивается никаким
способом. Оба проделали хорошую работу вместе, если сознание пациента
расширилось.
5. Разумеется, пациент сопротивляется. И для терапевта будет весьма
подозрительным, если пациент не показывает сопротивления. 5. Поэтому
сопротивление маловероятно, а если оно случайно появляется, терапевт готов
взять на себя ответственность за него, как за непонимание или техническую
ошибку.
Вместе с тем, гештальтиста весьма интересует второе сопротивление в нашей
дихотомии – сопротивление жизни. Здесь, однако, есть еще один элемент. Мы
говорим здесь о подавлении чувств и импульсов, отход от участия в жизни,
избегание контакта и опыта и т.п. Часто такого рода процессы и приводят
пациента к терапевту, или по меньшей мере они скоро выявляются в воздержании от
упражнения, предложенного терапевтом, нежелании говорить и пр. Когда-то Перлз
говорил о процессах, в результате которых это происходит – ретрофлексии,
проекции, десенсибилизации и интроекции. Я не буду здесь вдаваться в детали
этих процессов, важнее, какое значение мы им приписываем. Это можно пояснить
таким образом:
Если я стою на улице, а на другой стороне появляется приятель, у меня может
возникнуть импульс перебежать к нему, но затем я воздерживаюсь ради своей
безопасности, потому что движение на улице велико. Такое решение вряд ли можно
назвать сопротивлением – это скорее просто здравый смысл. Гештальтист скажет,
что в субъективной реальности пациента то, что внешнему наблюдателю кажется
сопротивлением или колебанием, сделать ли определенный шаг в жизни, – это
просто осторожность, такая же, как мое нежелание пересекать опасную улицу. Хотя
импульс может содержать что-то привлекательное, общая оценка опасности – выше.
Может быть, с некоторой точки зрения это воздержание ограничительно для
пациента, может быть он и сам так думает, когда все же воздерживается. Но
вместо того, чтобы называть воздержание нехорошим, сопротивлением, или даже
назвать его воздержанием, а не просто осторожностью, мы готовы видеть
абсолютную правоту поведения клиента при том, как он видит мир. Принятие этого
взгляда изнутри и исследование его, а не маркировка его извне – вот что такое
Гештальт.
Короче говоря, разница в том, что гештальтист придает мало значения тому, что
другой терапевт может назвать актом сопротивления. То, что делает пациент – еще
один источник энергии, который может быть использован в непрекращающемся
стремлении к сознаванию, самостоятельности и интеграции. Например, диалог может
выглядеть следующим образом:
Терапевт: Представьте себе мать на стуле напротив вас и поговорите с ней.
Пациент: Hе хочу.
Типичные гештальтистские ответы могут быть такими:
Хорошо. Посадите меня на пустой стул и скажите мне, что вы не хотите выполнять
это упражнение.
Ладно. Есть еще что-нибудь, что вы хотели бы сказать мне, что не хотите делать?
Хорошо! А как бы мать реагировала на это?
Если продолжать говорить о вашей матери, что бы вы хотели сделать прямо сейчас?
Список возможностей здесь бесконечен – гештальтисты известны своей
изобретательностью, но во всех ответах может быть найдено нечто общее. Все они
принимают то, что говорит пациент, как выход энергии и следуют вместе с ним
каким-либо образом, не называя это плохим, обструктивным, сопротивлением, не
противопоставляясь этому каким-либо образом, а просто принимая это как нечто, с
чем можно работать.
Итак, отвечая на вопрос, стоящий в названии главы, можно сказать "нет". Понятие
сопротивления, необходимое и полезное в психоанализе, не находит себе места в
Гештальте. Конечно пациенты говорят "нет", отказываются выполнять упражнения,
настаивают на поведении, кажущимся разрушительным – но ключом как раз и
является слово, содержащееся в последнем утверждении. Есть только энергия и
сознавание. Маркирование энергии как "хорошо" и "плохо" затрудняет сознавание
ее. Не
|
|