|
индивидуальности вопреки давлению, или конформизмом. Хорошим в сопротивлении
была надежда сохранить собственную личность, собственное единство, а плохим –
социальные неудобства вплоть до правонарушений, приведших их в эту психушку. В
конформизме хорошим было социальное принятие и вытекающие из этого блага,
например моя ученая степень и то, что в отличие от них я сегодня буду ночевать
дома. Дурным было то, что теряется чувство внутреннего единства. Я был готов
рассказать им о цене конформизма: одиночестве, чувстве, что сам себя предал,
потере внутренней части себя, преодоление которых заняло у меня многие годы. Я
полагаю, что мне удалось привлечь их внимание, когда я рассказал, что такое
"капитан отряда бойскаутов" – кем я был, ценой потери нескольких возможных
друзей среди бунтовщиков. Так или иначе, они увидели, что наша точка
сопротивления – именно в различии выбора по одному и тому же поводу, и что
каждый выбор имеет свои плюсы и минусы, свои потери и свои приобретения. После
этой встречи у нас возникла вполне эффективная группа, в том числе мы
использовали многое из традиционной техники Гештальта.
Самораскрытие как способ жизни
Процесс самораскрытия моделирует сам себя: независимо от содержания, он
показывает ценности и трудности открытой жизни в общине или обществе. Фриц
Перлз был могущественным и эффективным терапевтом, но когда он выходил из
комнаты, люди поворачивались друг к другу и пытались делать то же самое исходя
из своих закрытых позиций. Возникала какая-то неприятная атмосфера, в которой
все ждали возвращения мастера. Лучше, когда лидер, практикующий самораскрытие,
выходит, остальные продолжают разговаривать: ничто не должно измениться.
Я бы не хотел оставить впечатление, что ролевое моделирование и самораскрытие
предназначено для менее развитых качеств. Многим, конечно же, более всего
хотелось бы услышать некий яркий анализ снов или какие-нибудь другие моменты
техники. Но чаще всего приходилось слышать что-то вроде: "Да я не знаю – я
просто начала себя лучше чувствовать и лучше понимать себя, когда увидела, как
вы общаетесь с вещами..."
А кто, как вы думаете, получает больше всего от ролевого моделирования и
самораскрытия? Правильно, терапевт. Как бы я ни любил традиционно
гештальтистскую работу, меня больше затрагивает, и больше интересует
человеческое во мне, – самораскрытие.
Существует ли сопротивление в гештальттерапии?
Этот последний раздел был написан как введение к предполагавшейся работе о
сопротивлении в гештальттерапии. Я с большим интересом писал это введение, но
мне сразу же расхотелось планировать остальную часть статьи. Введение мне по
прежнему нравится, так что вот оно само по себе.
Цель этой заметки двоякая: во-первых, рассмотреть понятие сопротивления в
гештальттерапии, чтобы прояснить пути более эффективного обращения с пациентами.
Во-вторых, показать при этом нечто относительно природы и качества Гештальта,
как я его понимаю.
Терапевтическое сопротивление – краеугольное понятие в психоанализе, и из этого
развиваются его методы. Ему посвящены многие книги, любая конференция уделит
ему достаточно внимания, и в повседневных разговорах оно тоже занимает свое
место, обычно как объяснение неудач.
По сравнению с другими подходами в психотерапии, гештальтисты уделяют
сопротивлению сравнительно мало внимания. Упоминание о нем есть в книге Перлза
"Эго, Голод и Агрессия" (1947г.) и его же книге с соавторами "Гештальттерапия"
(1950г.). Однако в 800-стра-ничной книге "Пособие по гештальттерапии" (Хатчер и
Химельстайн, 1976г.) лишь 5-6 раз упоминается это понятие, и то в основном в
главе "Гештальттерапия с точки зрения психоанализа". Если упоминание
сопротивления и можно встретить в работах гештальт терапевтов, то лишь
постольку, поскольку последние практикуют смесь Гештальта с психоанализом, а
отчасти, может быть поскольку считают, что такое распространенное понятие
должно найти свое место или может быть они знают чего-то, чего мы не знаем.
Я хочу выдвинуть предположение, что в гештальттерапии нам не нужно это понятие,
оно вносило бы путаницу в наше мышление. Это не имеет отношение к применению
этого понятия в любых других школах психотерапии. Понятия существуют только в
контексте, и в контексте гештальттерапии нет необходимости и нет места для
сопротивления, сколь бы ни было оно важным для психоанализа.
Прежде всего мы должны коснуться некоторых философских и лингвистических
вопросов. В нашей жизни мы почти всегда имеем дело не с реальностью, а с ее
описанием, и это в тем большей степени, чем более культурными мы становимся.
Вещи, или процессы не существуют в готовой форме в природе, ожидая человека,
чтобы получить свое название. Из аморфного потока физико-химических событий мы
абстрагируем вещь называнием ее, причем эту объективацию, или абстракцию, мы
осуществляем весьма различными путями. Часто наши способы основываются на
очевидных практических соображениях. Так, в эскимосском языке есть восемь
различных слов для льда, отражающих практически значимые различия: насколько
быстро он замерз, насколько он толст и пр. У нас есть только одно слово, а в
древне-ацтекстком языке было одно слово для льда, снега, мокрого снега и града
– для жителей субтр
|
|