|
, иначе
вся жизнь пациента входит в конфликт с ним.
Кроме того предполагается, что история возникновения симптома или
поведенческого паттерна представляет гораздо меньше интереса, чем вопрос, что
удерживает его. Функция, выполняемая симптомом в настоящий момент в жизни
человека, точнее позитивная ее часть – выгода, – вот что прежде всего подлежит
рассмотрению. Все организмы инстинктивно и эффективно уходят от неприятных
стимулов и ситуаций, за исключением двух случаев: если нынешний дискомфорт
сулит больше удовольствия в будущем, или если нынешний дискомфорт дает
возможность избегнуть большей неприятности. Если человек сохраняет
нежелательное поведение, мы знаем, что в этом есть какая-то выгода, какое-то
видимое приобретение, ради которого организм и сохраняет это поведение.
Часто сам выбор не осознается, и задача терапии – вернуть выбор в сознание,
чтобы человек мог выбрать, сохранять ли ему этот стереотип поведения и
связанную с ним выгоду, или отказаться от того и другого. История возникновения
симптома часто используется как способ тянуть время, отвлечение, или как
перекладывание ответственности на другого, вместо того, чтобы принять ее самому.
Использование гештальта в необычной среде
Часто во время обучения гештальттерапии возникают вопросы, применима ли она к
людям и группам в случаях сильных отклонений от нормы – к тюремным заключенным,
психотикам, умственно неполноценным и пациентам с органическими нарушениями.
Часто вопрос сопровождается страшными историями: "Я пробовал технику пустого
стула в тюрьме и можете себе представить, что из этого вышло". Я стараюсь как
можно лучше ответить на такие вопросы, использую демонстрации, рассказываю
анекдоты из собственного опыта подобной работы, но при этом я часто чувствую
некоторую неудовлетворенность. Со временем я стал испытывать странное чувство,
когда задается такой вопрос. Хотя люди обычно задают его искренне, вопрос
кажется неоправданным.
Гештальт как прием или Гештальт как основа бытия?
Наконец я стал понимать, что сам вопрос задается с точки зрения определенного
представления о Гештальте, то есть в предположении, что Гештальт определяется
как набор приемов! Если терапевт использует пустой стул, избегает определения
"это-оно", спрашивает: "Что вы испытываете?" достаточно часто, и работает со
снами – это гештальттерапевт, и занимаясь всем этим, он осуществляет
гештальттерапию. Я понимаю это с точностью до наоборот. Для меня – и я полагаю,
что для большинства гештальтистов, Гештальт – это не набор техник, а основа
бытия. Не то, что вы делаете, делает вас гештальтистом, а цели, с которыми вы
делаете нечто. Еще точнее, даже не цели, а состояние сознания, в котором вы
делаете то, что вы делаете. Много написано про технику Гештальта и я сам
написал главу под таким названием утверждая, что определенные действия более
подходят для Гештальта. Но не в этом суть Гештальта.
Задача Гештальта – в расширении сознания, в большей интеграции, большей
целостности, большей внутриличностной коммуникации. Все, что делается с
подобными целями, – это Гештальт. Все, что делается с другими целями, – нет.
Если у вас есть подобные цели, вы можете пользоваться вопросами из языка
"оно-это", интеллектуально говорить о прошлом и все же осуществлять
гештальттерапию. Если же вашей целью является приспособление, самоуправление
или изменение чего-то – это не гештальттерапия, даже если вы пользуетесь
пустыми стульями, говорите о фигуре и фоне, и прекрасным образом используете
язык ответственности.
Нет ничего плохого в других целях. Все это может случиться и в результате
гештальттерапии, и это даже весьма вероятно. Другие цели также вполне
справедливо могут быть целями пациента. Терапевт может иметь любую из этих
целей в течение определенного отрезка работы, – но работая на эти цели, он не
гештальтист. Терапевт может свободно менять стили и задачи; он может в течение
40 минут заниматься приспособлением или десенсибилизацией, т.е. уменьшением
чувствительности, и 10 минут – гештальтом. Но занимаясь Гештальтом, терапевт не
может ставить перед собой фиксированную задачу, он должен быть готов принять то,
что возникает спонтанно, цели работы остаются открытыми.
Однажды студент спросил: "Если вы движетесь в определенном направлении с
пациентом во время гештальттерапии, а ваш со-терапевт слева говорит..." – я
прервал его, ибо ответ был ясен: если вы "движетесь в определенном направлении",
то вы не занимаетесь Гештальтом, что бы ни говорил ваш со-терапевт слева.
Если мы принимаем Гештальт как основу бытия, тогда техника становится просто
вопросом стратегий, тактик и приемов, в которых эта основа бытия воплощается в
той или иной ситуации – иная ситуация потребует иной техники, и она,
естественно, будет разработана.
Гештальт посредством ролевой игры и самораскрытия
Я полагаю, что если мы применим Гештальт как основу бытия или цели сознавания,
интеграции и большей внутрил
|
|